Джайнизм

Jul 06, 2022 19:20


Джайнизм хронологически был первым неортодоксальным антибрахманским учением. Как и буддизм, джайнизм представлял собой религию без веры в бога, творца и спасителя. Но, отвергая существование бога как творца мира, джайнисты, тем не менее, по-
клоняются достигшим освобождения совершенным душам (сиддха). Эти освобожденные души, обладающие божественными совершенствами, могут занимать место, равное по значимости богу.
Верующий джайнист ежедневно должен воздавать молитву пяти чистым душам (панча парамешти): архатам, сиддхам, ачарьям, упадхьяйям и садху.
Основателем джайнизма считают Махавиру Вардхаману(599-527 до н.э.).
Джайнизм часто называют религией помощи самому себе. Джайнист верит в неумолимый закон кармы, который нельзя умилостивить и тем самым изменить. Но последствия дурных дел, включая дурные дела в прошлых рождениях, можно преодолеть, вызывая в душе добрые мысли, добрые речи и добрые поступки. Каждый должен сам добиваться своего спасения. Поэтому джайнизм считают религией сильных и смелых людей. Душа, достигшая освобождения, одерживает победу и называется победителем (джина) и героем (вира).
Исследуя природу страданий, джайнисты считают, что они порождаются человеческим невежеством. Поэтому джайнисты подчеркивают важность правильного знания (самьяк джняна), т.е. знания реального мира. Однако правильное знание можно получить только изучив труды всезнающих учителей-тиртханкаров, которые уже достигли освобождения и
способны помочь остальным пройти их путь. Первым шагом в этом направлении может быть только вера в авторитет этих учителей.
Следовательно, правильная вера (самьяк даршана) прокладывает путь к правильному знанию (самьяк джняна). Но любое знание без практики бесполезно. Отсюда вытекает третье условие освобождения - правильное поведение (самьяк чаритра), которое позволяет человеку приостановить поток новой кармы и искоренить старые кармы, чтобы обеспечить исчезновение той материи, которая держит душу в состоянии зависимости.
Правильная вера, правильное знание и правильное поведение составляют три жемчужины (триратна) религии и этики джайнизма.
Кроме трех жемчужин, в джайнизме существуют пять великих
обетов (врат). Некоторые джайнисты для достижения освобождения отдают предпочтение исполнению этих пяти обетов:
1)обета воздержания от лишения жизни (обет ахимсы),
2)обета правдивости (обет сатьи),
3)обета «не укради» (обет астейи),
4)обета воздержания от потворства своим слабостям (обет брахмачарья) и
5)обета воздержания от всех привязанностей к чувственным объектам (обет апариграха).

Свободная от оков материи душа достигает четырехстороннего совершенства (ананта чатуштая): безграничного познания (ананта гьян), безграничной веры (ананта
шраддха), безграничной силы (анант вирья) и безграничного блаженства (анант шанти).
Однако мирянин, даже строго соблюдающий все указанные заповеди и обеты, не может обрести нирвану. Это удел только монахов, которые для достижения нирваны не менее 12 лет проводят
жизнь в суровой монашеской аскезе -тапасья, умерщвляя плоть и предаваясь постоянному воздержанию, что тесно сочетается с предельным выражением принципа ахимсы - непричинения
ущерба живым существам. В силу этого джайнистские монахи и по сей день носят марлевую повязку, закрывающую рот, чтобы не погубить случайно какое-нибудь насекомое; с той же целью они фильтруют воду, специальной метелкой расчищают перед собой дорогу и никогда не пускаются в путь после заката солнца. Ортодоксальные джайны отказываются пользоваться современным транспортом, который может нанести ущерб живым существам.
Джайнисты в течение примерно двухсот лет оставались небольшой общиной монахов и мирян. Возвышение общины началось во время правления Чандрагупты из династии Маурьев, который, если верить джайнистским источникам, под конец жизни стал джайнистским монахом. В это время империю Маурьев поразил голод, приведший к тому, что часть монахов, оставив Гангскую долину, переселилась в Декан, образовав там свои общины.
Это привело к возникновению основной схизмы джайнизма. Лидер общины Бхадрабаху, который ушел в Декан с частью верующих, настаивал на сохранении правила обнаженности, установленного Махавирой. Его оппонент Стхулабхадра, оставшись с частью верующих на севере, разрешил джайнам носить белые одежды. Так возникли две секты джайнизма: «одетые
небом» (дигамбары) и «одетые в белое» (шветамбары).
Раскол окончательно оформился в I в. н.э. Поскольку он не основывался на принципиальных положениях учения, наблюдался переход монахов из одной секты в другую, хотя обе они со-
хранились до наших дней.
Источник
-----------
Ульциферов О.Г.
Индия. Лингвострановедение для бакалавриата : Учебник /
О.Г.Ульциферов . Моск. гос. ин-т межд. отношений (ун-т), каф.
индоиранских и африканских языков - М. : МГИМО(У) МИД России,
2010. - 484 c.

религия, Азия, традиции и обычаи, джайнизм, Индия

Previous post Next post
Up