Буддизм - он ведь тоже пришел из Индии

Jul 06, 2022 06:01


Буддизм возник в Индии в VI-V вв. до н. э. Основатель буддизма - индийский принц Сиддхарта Гаутама, он же Будда Шакьямуни (623-543 до н.э.). В центре буддизма лежит учение о «четырёх благородных истинах» (чатур арьясатья): есть страдание (дукх), есть причина страдания -дукх самудай, есть освобождение от страдания (дукх ниродх) и есть путь к освобождению от страдания (дукх ниродх марг). Путь состоит из восьми ступеней (аштанга марга) и даёт представление об основных принципах буддийской морали. Он открыт для всех, как для монахов, так и для простых людей, которые, работая над собой, могут стать обладателями изложенных ниже восьми добродетелей, или восьми позитивных качеств, познание которых ведёт к уничтожению незнания и пристрастия, nпросветляет ум, порождает невозмутимость и спокойствие, страдание прекращается, новое рождение становится невозможным, чем достигается блаженство (нирвана).
1. Правильные взгляды (самьяк дришти) противопоставлены ложным взглядам, или заблуждениям (митхья дришти), которые являются причиной людских страданий. Понимание четырех благородных истин есть пример правильных взглядов.
2. Правильная решимость (самьяк санкалпа) требует от личности не только знать истину, но и быть готовым решительно претворять эту истину в жизнь. В этих целях ему
следует отказаться от всех земных соблазнов или привязанности к миру, отказаться от всех дурных намерений и вражды по отношению к другим людям.
3. Правильная речь (самьяк вача) обусловлена правильной решимостью претворять истину в жизнь, для чего крайне необходимо воздерживаться от лжи и клеветы, грубых слов, фривольных речей и праздной болтовни.
4. Правильное поведение (самьяк карманта) основывается не только на правильной решимости и правильной речи, но требует правильного действия, достойного поведения. Поэтому необходимо отказаться от уничтожения живых существ: принцип ахимсы (ахимса сиддхант), от воровства и стяжания и стать на путь добродетели, сострадая ближнему и всему живущему на земле. Следует подавлять свои отрицательные эмоции, воспитывая в себе простоту и спокойствие.
5. Правильная жизнь (самьяг джива), отвергая дурную речь и плохие поступки, предписывает индивиду зарабатывать на жизнь честным путем. Для поддержания жизни нельзя пользоваться недозволенными средствами. Трудиться надо, опираясь на правильную решимость.
6. Правильное усилие (самьяг вьяям) требует от личности, имеющую правильные взгляды, правильную решимость и речь и стремящуюся к правильному поведению и правильной жизни, искоренить как старые, так и новые вредные привычки. Путь к нирване нельзя пройти, если индивид не будет стремиться уничтожать старые плохие мысли и бороться с новыми плохими мыслями. Надо постоянно заполнять свой ум хорошими мыслями и надо пытаться, чтобы они надежно закрепились в голове.
7. Правильное направление мысли (самьяк смрити) предписывает необходимость постоянной бдительности, внимательного отношения к тому, что уже познано. Надо сознательно относиться к своему телу, чувствам, мыслям и объектам наблюдения. Нельзя быть зависимым от всего этого, поскольку это делает людей несчастными. Надо без сожаления избавляться
от бренной природы вещей, ума, чувств. Только это позволит индивиду быть постоянно сосредоточенным на мысли о достижении истины и отрешиться от всего того, что привязывало его к миру.
8. Правильное сосредоточение (самьяк самадхи) может быть достигнуто лишь тем, кто достойно ведёт свою жизнь в соответствии с указанными семи правилами. Только тогда он может подвергнуть себя четырем стадиями глубокого сосредоточения (медитации). На первой из них индивид сосредотачивает свой чистый и незамутненный ум на осмыслении и исследовании истин, продолжая наслаждаться радостью, которую
привносит чистое мышление. На второй стадии вера в истину рассеивает все сомнения, что отрицает необходимость в рассуждениях и исследованиях. Внутреннее спокойствие, радость и покой порождают невозмутимое размышление. Следующая стадия представляет собой попытку перейти к состоянию безразличия с тем, чтобы обрести способность отрешаться даже от радости сосредоточения. Индивид приобретает совершенную невозмутимость и освобождается от ощущения телесности, хотя и сознает приобретенные им новые качества. На последней стадии индивид пытается освободиться от этого сознания и от всех чувств радости, которые он ранее испытывал, и, достигнув этого, входит в состояние совершенной невозмутимости, безразличия и самообладания. Этим он освобождается от всех страданий и становится
архатом или достигает нирваны.
Восьмиступенчатый путь можно подразделить на три основных составляющих: познание (праджня), поведение (шила) и сосредоточение (самадхи). Поэтому можно утверждать, что совершенная мудрость, совершенная добродетель и совершенная невозмутимость гарантируют полное избавление от страданий и способствуют достижению нирваны.
Можно назвать еще несколько этических норм и правил. Принцип четырех основных добродетелей (брахма вихара), которые являются великими признаками бодхисаттвы, принявшего обет не покидать этого мира, мира боли и печали, до тех пор, пока всё сущее не достигнет состояния нирваны. К этим принципам относятся: 1) любовь (майтри) и забота, а также любящая доброта, которая проливается на всех тех, кого вы встречаете; 2)сострадание (каруна), которое проявляется по отношению к тем, кто страдает; 3)сочувствие (мудита), которое обнаруживается в том, что вы преисполнены радости за успехи других без малейшего
намёка на зависть; 4) невозмутимость (упекша), или способность стоически воспринимать все плюсы и минусы жизни.
Принцип десяти предписаний, который подразделяется на две группы по пять предписаний в каждой.
Первые пять правил, известные как «пять правил поведения» (панча шила), предназначены как для простых смертных, так и для буддийских монахов: 1) избегай убийства и
не причиняй вреда всему живущему (ахимса), что, однако, не означало запрета на ведение справедливых войн и на вынесение смертных приговоров (хотя буддистам предписывалась
мягкость в вынесении приговоров), на употребление в пищу мяса; вместе с этим не поощрялась воинственность, но поощрялось потребление вегетарианской пищи; 2) избегай воровства, не бери того, что не является твоим, и не гоняйся за большой прибылью
(астея); 3) избегай сексуальной невоздержанности (вьябхичар на карна), что для монахов и монахинь означало безбрачие, а для простых смертных - запрет сексуальных контактов вне семьи и противоестественных сексуальных отношений; 4) избегай лжи (сатья), ложных наветов и слов, которые задевают других; 5) избегай потреблять алкоголь и наркотические вещества, которые затемняют сознание.
Вторые пять принципов касаются монахов и монахинь: 1)принимай простую пищу два раза в день до полудня; 2) избегай сомнительных развлечений (танцы, пение, музыка, театральные
постановки); 3) избегай украшать себя (не носи гирлянды цветов, не используй духи и благовонные мази, не носи украшения); 4) используй простое ложе и сидение (не спи на широком и высоком ложе); 5) избегай пользоваться деньгами (отказывайся от золота и
серебра).
В одной из своих проповедей-бесед Будда предостерег своих сторонников от многих зол мирской жизни и изложил им несколько своих советов.
Список четырёх зол: 1) лишение жизни, 2) воровство, 3) сексуальная невоздержанность, 4) ложь.
Затем Будда указал на четыре причины, порождающих зло:
1) жадность; 2) злость и ненависть; 3) незнание; 4) вожделение и приверженность к порокам.
Упомянул Будда и о шести причинах, которые лишают людей богатства: 1) пьянство и наркотики, 2) ночные попойки, 3) трата времени на пустые развлечения, 4) азартные игры, 5) участие в дурной компании, 6) лень.
Рассказал Будда и о том, как нужно отличать хороших людей от плохих. Существует четыре типа людей, которые не являются друзьями и которые надолго омрачат вашу жизнь: 1) люди-
пьявки, которые высосут из вас всё, что вы имеете; 2) люди-гадость, которые будут манипулировать вами; 3) люди-лизоблюды, которые будут все время льстить вам; 4) люди-
полуживотные, которые будут заставлять вас вести себя как животное. Однако есть люди, которые могут стать хорошими друзьями. Это те, 1) кто всегда готов помочь вам, 2) кто постоянен и предан, 3) кто дает хороший совет, 4) кто симпатизирует вам.
Будда даёт совет, как надо тратить заработанное богатство:
1) одна четверть заработанного должна покрыть ваши расходы, 2) две четверти нужно снова вложить в дело и 3) одна четверть должна быть отложена на «черный день».
Существуют три ветви буддизма - хинаяна, махаяна и ваджраяна, в каждой из которых имеются
свои школы. Сторонники буддизма объединяются в монашеские
общины (сангхи). В течение восьми месяцев в году Будда и его последователи группами по шесть и более человек странствовали по Северной Индии, проповедуя новое учение. Во время четырех месяцев сезона дождей они останавливались во владениях богатых людей, где строили хижины из бамбука и тростника, ставшие прообразом буддийских монастырей. Такие группы людей стали называться сангхами, или буддийскими орденами.
Вступившие в орден отказывались от всякой собственности, становясь странствующими монахами-просителями подаяний (бхикшу). Они наголо брили голову, облачались в жёлто-
шафранные одежды и носили с собой кружку для подаяний и сосуд для воды. Они раз в день и только до полудня принимали главным образом вегетарианскую пищу. Все свободное время они
проводили в медитациях или в благочинных беседах. Много времени уделялось составлению комментариев к учению Будды и выработке различных правил поведения внутри ордена. Умерших
монахов хоронили или сжигали близ этих хижин. На этих местах верующие буддисты устанавливали специальные могильные памятники, представлявшие собой округлые сооружения с куполом. Впоследствии подобные сооружения стали называться ступами. Туда помещали останки монаха, прославившегося особой святостью. Так постепенно вокруг хижин и ступ стали образовываться буддийские монастыри-храмы (вихары). Особым почитанием верующих пользовались святые места (чайтьи), первоначально некие святые рощицы или отдельные деревья, а потом и культовые сооружения, возле которых просили подаяние буддийские монахи.
Хинаяна («малая колесница») - раннее течение буддизма, подобно джайнизму, является религией без бога, место которого занимает всеобщий нравственный закон (дхарма). Жизнь Будды и его учение представляют собой идеал для подражания, следуя которому можно своими способностями добиться освобождения. Восьмиступенчатый путь ясно указывает, что нужно делать, чтобы стать архатом в этой или другой жизни. Поэтому хинаяну можно назвать религией помощи самому себе, если вообще  это учение можно назвать религией в устоявшемся понимании этого слова.
Достижения состояния архата - высшая ступень восьмеричной лестницы, состояние высшей святости, когда достигается полное умиротворение страстей и заканчивается действие закона
кармы, который связывает индивида с перерождением. Для достижения состояния нирваны на земле не требуется помощи какой-либо сверхъестественной силы, достаточно только самоконтроля. Однако пройти путь, указанный Буддой, могут только очень сильные люди, сильные, прежде всего, духовно. К таким людям могут относиться только те, кто целиком посвятил себя служению новому учению, отказавшись от всего мирского и став странствующим нищим монахом.
Когда учение Будды стало массовым, и наряду с монахами появилось много мирян, не разбиравшихся во всех тонкостях этого учения и не имевших значительной моральной силы, чтобы следовать пути, по которому шёл Будда, произошла определенная девальвация моральных ценностей раннего буддизма. Миряне начали приспосабливать буддизм под себя, привнеся в него свои верования, привычки, традиции, которые с течением времени стали составной частью новой религии. Перед новыми вероучителями встал вопрос, что делать дальше: сохранять ли первоначальные устои буддизма, призывая верующих вступать на трудный путь
аскезы, или сделать первоначальные принципы буддизма более доступными и понятными для многочисленных верующих.
Меньшая часть монахов пошла по пути сохранения традиций, большая часть пошла на уступки. Так возникла новая школа буддизма - махаяна («большая колесница»), которая оформилась на
четвертом буддийском соборе, состоявшемся во время правления императора Канишки (120-144 гг. н.э.). На этом соборе был канонизирован текст «Трех корзин» -трипитак, который
был выбит на бронзовых дощечках и замурован в специально построенной ступе.
Буддизм махаяны, разработанный авторитетным учёным того времени Нагарджуной, привнёс много нового в основные догматы и принципы раннего буддизма. Цель нововведений состояла в том, чтобы привлечь на сторону буддизма простых людей. Поэтому основной упор был сделан на превращение буддизма в понятную широким массам религию. Было заявлено, что не только монах-аскет, но и простой мирянин может достичь нирваны. Однако со временем махаяна начала рассматривать собственное спасение индивида как низший идеал, продиктованный
эгоизмом собственного «Я». Идеал спасения всех существ стал считаться высшим, наиболее точно отвечающим устремлениям самого Будды, утверждавшего, что просветление надо искать не для собственного спасения.
В махаяне был введен институт бодхисаттв, или святых подвижников, которые достигли берега спасения. Поэтому для бодхисаттвы возможность стать буддой и уйти в нирвану - естественный и логический шаг. Однако, согласно доктрине махаяны, он не делает этого шага, поскольку, достигнув состояния просветления, он стремится уничтожить страдания простых смертных, чтобы помочь им спастись. Сострадание и мудрость составляют смысл его жизни. Для освобождения других он готов подчиняться законам рождения и смерти, хотя и достиг просветления, избавившись от грехов и земных привязанностей.
В махаяне исторический царевич Сидхартха Гаутама превратился в первичную реальность, став Буддой. Впоследствии Гаутама предстал как одно из предыдущих воплощений Будды,
восходящих к Первобудде (Адибуддха). Каждый из таких будд был персонифицирован, приобрел свое имя и свой облик, свою легенду, свои заслуги перед верующими. Это, в свою
очередь, создало обширную мифологию, которую ранний буддизм не знал. Будды и бодхисаттвы превратились в объекты почитания, став неотъемлемым атрибутом религиозного культа. По-
добно индуистским богам они получили свои скульптурные изображения, некоторые из которых достигают гигантских размеров.
В период формирования буддизма махаяны Индия подверглась вторжению различных иноземных завоевателей, которые,и утверждаясь в стране, принимали религию, культуру и язык покоренных народов. Буддизм принял один из могущественныхи правителей Кушанского царства Канишка, и центр политическойи жизни Индии переместился с востока на запад. Догмы буддизма иупрощались в угоду завоевателям, которые начали приспосабливать эту религию к своему пониманию. Несмотря на определённые принципиальные разногласия между буддизмом махаяны и необрахманизмом (индуизмом) существовало многих общих черт. Обе религии пытались воздействовать на потенциальных верующих, упрощая свои догматы и приближая религию к простым людям.
Ваджраяна («алмазная колесница») расматривается или как часть махаяны, или как самостоятельная, третья ветвь буддизма. Как самостоятельное учение в буддизме возникло в середине I тыс. н.э. В его основе лежат те же общебуддийские постулаты,
свойственные и хинаяне, и махаяне. Однако в отличие от них ваджраяна считает возможным достижение состояния будды при жизни человека. Для этого верующий должен не только пройти
путь, необходимый для достижения состояния бодхисаттвы, но и заниматься различными йогическими упражнениями. Одно из центральных мест занимает в ваджраяне глубокое почитание духовного наставаника-гуру.
Адепты махаяны делали акцент на том, что Сиддхартха Гаутама является всего лишь одним из будд среди их бесчисленного количества. В прошлом было огромное количество будд, также много будд появится и в будущем. И не только в этом мире, но и в других бесчисленных мирах после каждой калпы всегда будут возникать воплощения будд, несущих свое слово
людям. В этой калпе последним буддой окажется Майтрейя.
Последователи ваджраяны делали основной упор на изучение тантрических текстов, которыми следует овладевать под руководством наставников-гуру, чтобы не совершать трагических ошибок на пути достижения состояния будды в течение одной жизни. В ваджраяне была подробно разработана техника визуализации божества. Практикующий йогин должен научиться представлять того или иного Будду или бодхисаттву не просто как некое изображение, а как живого человека, с которым можно даже беседовать. Обычно визуализация божества сопровождается чтением посвященных ему мантр.
Ну а хинаяна провозгласила себя течением, представляющим учение Будды в его первоначальном виде, сохраняя рационалистические, монашеские и пуританские элементы
его учения, в то время как махаяна повела развитие учения в мистическом, теологическом и культовом направлении. Хинаяна - это малый путь, предназначенный только для немногих избранных, а махаяна - большой путь, открытый для всех. Ваджраяна, особенно поздняя, выработала тенденцию мифологизации реальной жизни. Высшие духовные иерархи объявлялись земными воплощениями мифических персонажей, прежде всего бодхисаттв.
В завершение можно отметить, что ранний буддизм вряд ли можно назвать религией, поскольку в нем отсутствовала вера в бога, в сверхъестественное абсолютное начало. Он представлял
собой скорее морально-этический кодекс поведения человека, преследующий как высшую цель освобождение от цикла перерождений и достижение нирваны. Буддийская мораль создавалась как для монахов, так и для простых смертных.
Буддизм представляет собой религию без веры в бога. Для буддизма бог как высшее существо имманентен человеку и миру. Буддизм отрицает бога как творца и спасителя. Таким образом, в буддизме отсутствует дуализм, т.е. наличие божественного и небожественного, бога и души, бога и материального мира.
В качестве центральной проблемы буддизм выдвинул проблему бытия личности. Личность неотделима от окружающего  мира, а ее бытие есть своеобразный психологический процесс, в
который вовлечен и мир. Основное внимание буддизм уделил освобождению от страдания, которым преисполнен мир.
Отсутствие бога, творца и спасителя, делает бессмысленным всякое его задабривание, особенно в такой жестокой форме, как жертвоприношение. Отсюда рождается и новый нравственный идеал, состоящий в непричинении вреда окружающему (ахимса).
Признавая доктрины кармы и сансары, буддизм сделал основной упор на морально-этической стороне дела. Своими деяниями человек может достичь нирваны еще при жизни, что отличало нирвану от мокши.
С самого начала буддизм, провозгласив равенство всех независимо от каст и сословий, оказался в оппозиции к кастовому строю в Индию, освященному брахманами как великий дар всевышнего.
Источник
-----------
Ульциферов О.Г.
Индия. Лингвострановедение для бакалавриата : Учебник /
О.Г.Ульциферов . Моск. гос. ин-т межд. отношений (ун-т), каф.
индоиранских и африканских языков - М. : МГИМО(У) МИД России,
2010. - 484 c.

религия, буддизм, Азия, традиции и обычаи, Индия

Previous post Next post
Up