Что такое индуизм? Часть 2

Jul 05, 2022 07:04


Всем индусам предписывается знать пять основных заповедей: 1) правда - всегда одна, хотя мудрецы и называют ее разными именами («Ригведа» ); 2) все человечество - одна семья
(«Хитопадеша»); 3) основной закон кармы: «что посеешь, то и пожнешь» («Махабхарата»); 4) тот образ жизни, который основан на принципе полной безопасности всех живых существ (в случае подлинной необходимости тот образ жизни, который сводит к минимуму опасность для них), есть высшее проявление нравственности («Махабхарата»); 5) там, где происходит упадок добродетели, туда, приняв соответствующий облик, спускается Всевышний, чтобы восстановить справедливость на земле («Бхагавадгита»).
От остальных религий индуизм отличают следующие особенности:
Во-первых, индуизм отличается от многих мировых религий, таких, как иудаизм, христианство и ислам, тем, что он скорее толкование миропорядка, мироощущения, мироздания, включая образ повседневной жизни, чем законченная религиозно-философская система. Отсюда возникает много ошибочных взглядов на индуизм, что связано с попыткой европейцев-
христиан подогнать индуизм под те стандарты, которыми оперирует Запад применительно к религии.
Во-вторых, индуизм включает в себя намного больше различных верований и обрядов, чем любая из упомянутых выше религий. При этом индуизм никогда не настаивает на том, что
именно он является «истинной» верой среди мировых конфессий. Поэтому и в самом индуизме нет господствующей или «верной» школы.
В-третьих, индуизм не связан с каким-либо отдельным  лицом, которое стало средоточием веры и законодателем её обрядности, каковыми оказались Иисус (Иса), Будда Шакья-
муни, Махавира, Заратуштра, Мухаммед и Моисей (Муса). Индуизм лишен центрального символа веры.
В-четвертых, индусская концепция «праведной жизни» не основывается на заповедях бога.
В-пятых, индуизм не имеет основной священной книги, считающейся единственным авторитетом. Более того, он предпочитает устную проповедь, традицию устного изложения религиозных догматов письменным канонам. Поскольку в индуизме нетединой центральной доктрины, в нём нет и не может быть еретических течений (в христианском понимании). Ересью можно с
некой оговоркой считать возникновение буддизма и джайнизма, но они впоследствии стали самостоятельными религиями.
В-шестых, в индуизме нет главного бога, хотя он может быть у каждого индуса.
В-седьмых, в индуизме нет сколько-либо общепринятой традиции коллективных молений и обязательного посещенияхрама в конкретные часы и по определенным дням. Большинство
индусов молится дома в своих домашних молельнях, совершая перед изображением божества все те обязательные ритуальные действия, которые проделывает священник в храме. Вместе с тем,
храм никогда не утрачивает положения центра религиозной жизни. Святость отдельных храмов имеет общеиндийское значение, и туда стекаются огромные массы паломников (как постоянно, так и во время специального храмового праздника). Однако индуизм не имел и не имеет единой организации. Не знает он и церковной иерархии. Каждый индуистский храм - автономное образование, которое никому не подчиняется. Храмы могут различаться по
степени святости. За всю историю индуизма не было ни одного собора, ни всеиндийского, ни местного.
В-восьмых, индуизм не является некой религиозной надстройкой, он неотъемлемая часть повседневной жизни. Индуизм регулирует социальное положение индуса, его способ зарабатывать средства на жизнь, его семейные отношения, его политические пристрастия, рацион его питания, включая также и всё то, что европейцы-христиане относят непосредственно к религии.
В-девятых, как религиозно-философская система, индуизм продолжает развиваться благодаря учениям современных религиозных реформаторов.
В-десятых, для большинства индусов индуизм скорее дело практики, чем веры. Большую значимость имеет то, что делает индус, чем то, во что он верит.
В-одиннадцатых, в индуизм нельзя «вступить», его нельзя «принять». Индусом можно только родиться. От индуизмa можно отказаться, приняв другую веру. Но тот, кто рожден индусом,
может всегда вернуться обратно.
Индус верит в то, что каждая душа втянута в цикл «рождение-смерть-рождение», и она стремится прервать этот цикл.
Поэтому индусы ставят перед собой цель прожить такую жизнь, которая была бы лучше предыдущей, что в конечном итоге привело бы к освобождению от цикла перерождений. Ценность каждой жизни определяется кармой, которая является мерилом качества жизни, прожитой или которую предстоит прожить.
Праведная жизнь строится на скрупулезном соблюдении закона дхармы. Отсюда и рождается индусское определение своей религии «санатана дхарма», т.е. «вечный моральный закон». Индусы верят в то, что вселенная не имеет ни начала, ни конца. Она живёт по своим циклам: гибнет, чтобы возродиться, и возрождается, чтобы погибнуть.
Источник
-----------
Ульциферов О.Г.
Индия. Лингвострановедение для бакалавриата : Учебник /
О.Г.Ульциферов . Моск. гос. ин-т межд. отношений (ун-т), каф.
индоиранских и африканских языков - М. : МГИМО(У) МИД России,
2010. - 484 c.

религия, Азия, традиции и обычаи, индуизм, Индия

Previous post Next post
Up