Jul 04, 2022 19:06
А вот теперь будет несколько пространных материалов о религиях, как возникших на территории Индии,так и религиях, появившихся за пределами Индии, но пришедших туда в разное время. Эти материалы, по-моему, просто необходимы для понимания, что вообще делается в головах, душах и сердцах тех, кому выпало жить на территории Индии или считать себя хотя бы потомком этих самых выходцев.
Итак, начнем с того, что само напрашивается на язык, если речь заходит об Индии.
* * *
На самом деле «индуизм» - не самый удачный термин для определения древнейшей национальной религии Индии. Во-первых, он не несет никакого смыслового содержания, а, во-вторых, имеет более позднее происхождение, связанное с проникновением в Индию мусульман.
В отличие от многих мировых религий, индуизм своими корнями уходит в глубокую древность и, вероятно, поэтому не имеет исторического «основателя».
Индусы называют свою религию «санатана дхарма», что можно перевести как «вечный моральный закон» или «вечный моральный долг». Это в наибольшей степени точно характеризует ту гигантскую систему верований, правил, обрядов и обычаев, которая охватывает всю жизнь индуса с момента его зачатия и до момента освобождения от цепи перерождений, т.е. достижения мокши, заставляя его с различной степенью преданности совершать все то, что предписано «вечным моральным законом».
Индуизм - религия (или религии) современной Индии. Является также основной религией в Непале, на Маврикии и на о-ве Ява (Индонезия). Вероучение индуизма сложилось в результате
эволюции ведизма -ведвад и брахманизма (брахманвад). Некоторые индийские источники рассматривают их как составные части индуизма. Само название индуизм, т.е. «ре-
лигия индусов» (хинду), возникло в VIII в., после прихода в Индию мусульман.
Индуизм сохранил много черт первоначальных верований: многобожие и идолопоклонничество, поклонение священным животным и явлениям природы, культ предков и т.п. Он допускает существование сект и различных толкований религиозных положений.
Индуизм регламентирует все права и обязанности человека от его рождения до смерти и отводит большое место в жизни обрядности. Всё это закреплено концепцией варнашрамадхармы, устанавливающей существование четырёх варн и обязательность четырёх жизненных стадий (ашрама) ортодоксального индуса. Индуизм основан на концепции триады (Тримурти), однако в подавляющем большинстве индусы поклоняются трем основным богам - Вишну, Шиве и
Деви, она же Шакти, что порождает три основных течения индуизма: вишнуизм, шиваизм
(шайваавад) и шактизм -шактивад.
Индуизму свойственна вера в вечность и богодуховенность вед и цикличность существования Вселенной, в которой развитие идет по нисходящей линии. Индуизм верит в вечность души (атман), совершающей странствия (сансара). В соответствии с законом воздаяния, или возмездия (карма) в жизни человека существуют четыре основные цели: дхарма, или исполнение религиозных, семейных и общественных предписаний; артха, или приобретение и надлежащее использование материальных ценностей; кама, или получение чувственных удовольствий; мокша, или освобождение от цепи перерождений.
Неотъемлемым составным элементом индуизма является существование шести основных философских школ (шаддаршана), имеющих различное происхождение и по-разному опре-
деляющих путь к спасению: путь правильного поведения (карма), путь познания религиозных текстов (джнана или гьян), путь личной преданности божеству (бхакти) и путь постоянного духовного и физического совершенствования (йога). Однако несмотря на все указанные выше общие положения, индуизм не похож на другие мировые религии и представляет собой скорее конгломерат религий (религиозных верований). От других религий его отличает также и то, что индуизм нельзя принять неиндусу. Индусом (хинду) можно только родиться. Нельзя «вступить» в касту, можно лишь ее потерять за прегрешения. В настоящее время индуизм в Индии исповедуют более 850 млн. человек (82,4% населения).
Ортодоксальный индус, к какому бы течению (вишнуизму, шиваизму или шактизму) он ни принадлежал, какому бы домашнему (деревенскому) богу он ни поклонялся, какую бы философскую систему он ни признавал, к какой бы касте он ни относился,
всегда разделял и будет разделять веру в абсолютную реальность (брахман), в авторитет вед, в принципы дхармы, кармы, сансары и мокши. Позволим себе остановиться на этих понятиях.
Брахман - абсолютная реальность, высшая объективная реальность, безличное абсолютное духовное начало. Под ним подразумевается вся полнота или пустота вселенной со всем сонмом бесчисленных богов и богинь, которые представляют многообразные аспекты Абсолюта, именуемого Брахманом. Понятие универсального брахмана впервые было представлено в ранних упанишадах, в которых брахман становиться единой абсолютной реальностью. Вне брахмана ничего нет, но все, что есть сущее, заключено в нем. Таким образом, Брахман как бы выражает собой триединство индуистской триады.
Брахман как высшая реальность имеет две ипостаси. По отношению к эмпирическому миру множественности брахман выступает как творец, хранитель и разрушитель, или как сагуна брахман, т.е. брахман многих качеств. С трансцендентной позиции, признающей иллюзорность мира, брахман выступает как абсолютное бытие, лишенное каких-либо атрибутов, или
как ниргуна брахман, т.е. брахман без качеств.
Сагуне брахману поклоняются в облике мужчин и женщин. Все индийские божества представляют собой различные воплощения одного бога. В силу этого кастовый индус верит в монотеистический политеизм (генотеизм), а не в чистый политеизм.
Брахман имеет свое мистическое звуковое выражение, каковым является сакральный слог «ОМ» («АУМ» в трехзвуковом произнесении, при котором «а» ознчает Шиву, «у» - Вишну и «м» - Брахму), ставший основой для всех мантр. В этом слоге заключено настоящее, прошлое и будущее, он существует вне трех времен и в то же время растворен в них. Слог «ОМ» возник
как результат медитации Праджапати над тремя слова-
ми «бхур», «бхувах» и «свар», обозначающими соответственно землю, атмосферу и небеса.
В индуизме брахман неотделим от атмана, всепроникающего субъективного (индивидуального) духовного начала, которое противопоставляется брахману и в то же время совпадает с
ним, поскольку брахман осознает себя и становится атманом. В ранних упанишадах атман понимается как «Я», или индивидуальная душа, и соотносится с брахманом на разных уровнях, высшим из которых считается слияние субъекта и объекта, в результате чего атман становится «высшим брахманом», или блаженством (ананда).
Понятия брахмана и атмана являются ключевыми в индуизме, определяющими место человека и его души в реальном и иллюзорном мире и помогающими ему найти и осознать причины страданий. Разные философские школы по-разному решали проблему брахмана-атмана, и это составляло теоретическую основу каждой из философских школ.
Карма является одной из самых важных концепций индуизма (равно как буддизма и джайнизма, но в другом философском понимании). Карма переводится как «деяние» (в более узком смыс-
ле как «поступок»).
В широком смысле карма обозначает совокупность деяний любого живого существа в едином временном континууме. В силу этого она имеет свои разновидности: а) карма, которая не начала приносить свои плоды (анарабдха карма), и б) карма, которая начала приносить свои плоды (прарабдха, или арабдха карма). В свою очередь, анарабдха карма может подразделяться на карму прошлой жизни (санчит карма) и на карму будущей жизни (санчиямана карма).
Любой осознанный поступок человека откладывается в его глубинной памяти и на его тонком, невидимом теле (линга шарири). Она хранится там и проявляется при определенных обстоятельствах. Например, убийца в одном из своих перерождений может сам стать жертвой или попасть в ад, где будет подвергаться страшным мучениям, и после этого переродится в существо низшего порядка.
Карма в конечном итоге определяет прогресс или регресс живого существа по отношению к главной цели - освобождению от цепи перерождений.
Одни философские системы (например, ньяя-вайшешика) считают, что закон кармы руководится и направляется верховным существом, сотворившим мир в соответствии с этим законом. По-
этому достоинства и недостатки кармы отдельных душ (адришта) не могут вести к надлежащим следствиям, поскольку сама адришта - есть неразумное, лишенное сознания начало, поскольку распоряжаться всем этим может только бог. Другие философские системы (санкхья и миманса, а также буддизм и джайнизм) утверждают, что закон кармы является самодостаточным и
действует независимо от бога. Существование и бытие вселенной можно объяснить с помощью закона кармы без всякого участия бога.
Прекращение действия закона кармы и освобождение (мокша) от цепи перерождений - высшая и конечная цель жизни индуса. Мокша означает освобождение от всех тягот мирского существования.
Понятие мокши формируется в упанишадах. Под ним подразумевается преодоление индивидом зависимости от реального мира, освобождение его от цепи рождения и смерти. Этого можно
достичь только тогда, когда атман, «Я» сливается с абсолютной реальностью - с богом (брахманом). С освобождением связано состояние высшего блаженства (ананда), ощущениe полной слитности с творцом и его творением. При этом и творец, и творение, и сотворенная тварь становятся едиными и неразличимыми. «Я» становится неотделимым от бога, субъект - от объекта.
Жизнь каждого дваждырожденного индуса должна состоять из четырех этапов, или циклов (ашрама), которые ему предписаны его дхармой (свадхарма) и которые он должен
пройти. Эти этапы включают: период ученичества (брахмачарья), период семейной жизни (грихастхa), период уединения (ванапрастха) и период отшельничества (санньяса).
В период ученичества, которое начинается с периода инициации (упанаяна), ученик-брахман, готовя себя к новой духовной жизни, должен соблюдать в течение всего периода строжайшую дисциплину. Этот период он проводит в доме своего наставника (гуру), выполняя следующие обязательные предписания: ежедневный сбор подаяний, ежедневное поддержание жертвенного огня, ежедневные работы по дому, ежедневная практика аскетизма в дополнение к ежедневным занятиям.
Ученик-кшатрий наряду с соблюдением строжайшей дисциплины основное внимание уделял владению оружием, воспитанию в себе мужества и бесстрашия.
Ученик-вайшья помимо дисциплины сосредотачивался на овладении своей родовой профессией.
Положение ученика (брахмачарин) ничем не отличалось от положения слуги. Работа на наставника считалась платой за обучение. Существовали строгие правила поведения ученика в доме наставника, что особенно касалось его взаимоотношений с женщинами, т.е. с женой, дочерьми, родственницами и служанками наставника.
Срок обучения обычно не оговаривался. Как правило, он оканчивался к тому времени, когда ученик достигал 16-летнего возраста. Однако известны и более длительные сроки обучения.
В настоящее время система ученичества сохранилась только среди брахманов-священнослужителей.
После окончания периода обучения, ученика обычно женили. Ученик, разумеется, мог принять обет безбрачия и посвятить себя служению богу. Однако большинство вступало на путь семейной жизни. После женитьбы, становясь со временем главой семьи, кастовый индус должен был выполнять следующие предписания: производить на свет потомство, выполнять ежедневные религиозные ритуалы (служить богу, служить мудрецам-отшельникам и душам умерших предков), организовывать жизнь семьи в обществе, заботиться о благосостоянии дома, воспитывать детей в духе приверженности «вечному моральному закону», обеспечивать достойную старость родителям и старшим членам семьи, продолжать семейные традиции и семейный род занятий.
Служение богу, или выполнение своего долга перед богом означало: служить всем людям; почитать старших и учителей; осуществлять на практике доктрину ненасилия, идею правдивости и уважения; повиноваться предписаниям священных книг; защищать окружающую среду; питаться только вегетарианской пищей, соблюдая гигиену питания; придерживаться умеренности и скромности; стараться не вмешиваться в дела других; считать себя частью мироздания; всегда проповедовать мир.
Служение мудрецам-отшельникам (муни), или выполнение своего долга перед ними означало: уважать и служить всем отшельникам, святым и наставникам-гуру; доводить до людского
знания священные тексты и культурное наследие прошлого; служить бедным и обездоленным, не ожидая от них благодарности.
Кроме этого, кастовому индусу предписывалось соблюдать десять важный предписаний: терпение, твердость и устойчивость (дхрути); умение прощать (кшама); самоконтроль и
самоограничение (дхама); отказ от воровства и эгоизма (астейя); чистота и честность (свачхам); контроль над чувствами и сексуальной энергией (индрийя ниграха); истинное знание священных книг (дхи); реальные и духовные знания (видья ); правда (сатья); избавление от чувства зла (акродха).
После рождения внуков кастовому индусу предписывалось покинуть дом и удалиться в лес, где он должен был проводить время в длительной медитации, подвергая осмыслению всю прожитую им жизнь и вновь возвращаясь к священным книгам, дабы подготовить себя к следующему этапу жизни - отшельничеству.
Период отшельничества знаменовался отказом от всех мирских благ. Отшельнику-санньяси предписывался полный отказ от всех земных благ. Все его имущество должно было состоять из набедренной повязки, сосуда для воды и кружки для сбора подаяний.
Последние два этапа в жизни индуса связаны с весьма отдаленным периодом истории, когда немощный член общины становился для нее обузой, и его уход из дома считался актом благочестия, выполнением своего религиозного долга. С ростом благосостояния третий и четвертый этапы жизни теряли свой смысл, и старики все чаще и чаще оставались жить дома, хотя и передавали свои функции главы семьи, как правило, старшему сыну.
(Окончание следует.)
Источник
-----------
Ульциферов О.Г.
Индия. Лингвострановедение для бакалавриата : Учебник /
О.Г.Ульциферов . Моск. гос. ин-т межд. отношений (ун-т), каф.
индоиранских и африканских языков - М. : МГИМО(У) МИД России,
2010. - 484 c.
религия,
Азия,
традиции и обычаи,
индуизм,
общество,
Индия