Jun 13, 2022 20:39
В конце лета бурного 1905 года в России была введена автономия университетов (которые, впрочем, и так к тому моменту почти уже не контролировались государством и бесконечно митинговали).
Фактически это была одновременно свобода слова и свобода собраний - но только для людей с высшим образованием. Власти были уверены, что теперь интеллектуальные элиты столиц разом успокоятся.
По новым «временным правилам», которые были приняты 27 августа 1905 года, высшие учебные заведения могли сами выбирать своих ректоров, полиция не могла заходить на территорию университета. То есть вводилась демократия для, наверное, самого шумного и политизированного профсоюза - «профессорского», того самого, который придумал Вернадский и с которого началось размножение Союзов. Ректором Московского университета был избран Сергей Трубецкой, один из активных членов Союза освобождения.
План однако не сработал. В стране, где свобода собраний запрещена, а любые митинги разгоняются, введение университетской автономии привело к обратному результату - учебные заведения стали местом свободных собраний для всех слоев общества.
«Начинается совершенно невероятная кутерьма, - вспоминал глава столичной тайной полиции Герасимов. - В актовых залах идут массовые политические митинги. В отдельных аудиториях - собрания по профессиям. Повсюду плакаты: "здесь собрание кухарок", "здесь собрание сапожников", "здесь собрание портных" и так далее. У аудитории, отведенной под собрание полицейских, висит плакат: "Товарищи городовые, собирайтесь поговорить о своих нуждах"».
Источник
М. В. Зыгарь Империя должна умереть. История русских революций, 1900-1917. - М.: изд-во "Альпина Паблишер", 2017.
история,
образование,
ХХ век,
общественные движения,
Россия до 1917 года