Как создавалась "На дне" или мат как средство самозащиты

Jun 11, 2022 19:20

В самом начале ХХ века Максим Горький заканчивает, наконец, ту пьесу, которую писал в Крыму и которая не нравилась Толстому. Он хотел назвать ее «Без солнца» или «На дне жизни», но Владимир Немирович предложил короче - «На дне».

Писателю как раз позволяют вернуться из Арзамаса, и он приезжает в Москву, в МХТ. На читке новой пьесы присутствует вся труппа, акционеры театра Станиславский, Немирович и Морозов, ближайший друг Горького - оперный певец Шаляпин. Дойдя до одного из драматических моментов - смерти Анны, - Горький не выдерживает и начинает плакать. Отрывается от рукописи, смотрит на слушателей: «Хорошо, ей-богу, хорошо написал… Черт знает, а? Правда хорошо!» Все смотрят на него влюбленными глазами, по словам артистки Марии Андреевой, весь театр влюблен в него, а больше всех - Станиславский. «Ничего, ничего! - подбадривает друга Шаляпин. - Ты читай, читай дальше, старик!»

Поставить спектакль о жизни тогдашних бомжей оказалось непросто - никто в театре не представляет себе, как разговаривают герои пьесы. В итоге режиссер Станиславский и труппа просят известного репортера Владимира Гиляровского, специализировавшегося на описании жизни нищих и бродяг, отвести их в самый неблагополучный район Москвы - на Хитровский рынок.

Экскурсия закончилась почти драматически. Актеры Художественного театра угостили бродяг принесенной водкой и колбасой. Но застолье неожиданно переросло в ссору: «Они побагровели, перестали владеть собой и озверели. Посыпались ругательства, схватили - кто бутылку, кто табурет, замахнулись… - вспоминает Станиславский. - Но тут бывший с нами Гиляровский крикнул громоподобным голосом пятиэтажную ругань, ошеломив сложностью ее конструкции не только нас, но и самих ночлежников. Они остолбенели от неожиданности, восторга и эстетического удовлетворения. Настроение сразу изменилось. Начался бешеный смех, аплодисменты, овации, поздравления и благодарности за гениальное ругательство, которое спасло нас от смерти или увечья».

Источник
--------------
Источник

М. В. Зыгарь Империя должна умереть. История русских революций, 1900-1917. - М.: изд-во "Альпина Паблишер", 2017.

МХТ, театр, Москва, ХХ век, Россия до 1917 года, А. М. Горький

Previous post Next post
Up