Сербия 1970-х годов. "Дело профессоров"

Mar 07, 2022 20:02

На встрече с политическим активом Сербии в октябре 1972 года Тито снова коснулся вопроса о наказании «деморализаторов молодежи». Тогда впервые появился список виновных с фамилиями научных сотрудников и студентов юридического и философского факультетов. Под нарастающим натиском властей, а также под влиянием постоянной пропагандистской кампании стали раздаваться все более категорические требования наказать «группу профессоров». В прессе, на радио и телевидении уже несколько лет велась травля, одновременно инспирировались бесчисленные «требования из провинции», чтобы создать впечатление, что вся страна против «врагов». В список фамилий, обнародованный вузовским комитетом СКЮ, попали профессора-философы Михайло Маркович, Миладин Животич и Светозар Стоянович, профессор-социолог Любомир Тадич, профессор-антрополог Загорка Голубович, доцент-социолог Драголюб Мичунович, а также ассистенты отделения социологии Триво Инджич и Небойша Попов. Власти стали распространять материалы, в которых содержались ничем не подтвержденные упреки в том, что названные преподаватели не лояльны власти, манипулируют молодежью и даже мировым общественным мнением. Неизвестно, почему именно эти люди оказались в списке; можно догадываться, что к некоторым из них плохо относился Тито (Тадич, например, даже на партийных собраниях ставил под сомнение конституционное постановление о мандате Тито на безграничную власть, а Стоянович писал о «харизматическом вожде» и «харизмархии»).

Совет университета осудил «группу профессоров» (на заседание их не допустили) и поручил философскому факультету проводить «дальнейшие преследования», однако Ученый совет и руководители факультета отказались исполнять распоряжение. На основе рекомендаций профессоров учебных заведений со всей страны все входившие в список были снова избраны на свои должности 1 июня 1973 года, а 5 июня Совет факультета утвердил это решение. Власти пытались скрыть этот результат от общественности. Номер журнала «Философия», в котором опубликовали рекомендации, был конфискован, факультету пригрозили ограничить финансирование и даже ввести внешнее управление.

Представителям «группы профессоров» предложили добровольно уйти, но для них это было неприемлемо по убеждениям и чувству гражданского долга. К тому же компромисс с режимом, несомненно, стал бы предательством и отсутствием элементарной солидарности со студентами. Студенты также оказали сопротивление репрессиям, направленным против преподавателей, они защищали студенческие свободы и автономию университета. За эти действия некоторых из них судили, а парламент Сербии 28 июня 1975 года принял постановление (lex specialis), на основании которого «группу профессоров» исключили из университета и передали в распоряжение ведомства просвещения. Профессора обращались в конституционные суды Сербии и Югославии, писали петиции, а внутри страны и за границей проходили протестные акции против их дела.

Профессора не бросили обучение молодежи, проводили встречи на частных квартирах, что со временем преобразовалось в Свободный университет. В 1978-1982 годах в Свободном университете прошло много обсуждений и лекций, а занятия вели также научные сотрудники, не входившие в «группу профессоров».

Так как члены группы продолжали оппозиционную деятельность (хотя чаще за границей, чем внутри страны), власть сделала следующий шаг: у них отобрали их очень скромную зарплату и заставили регистрироваться в службе занятости. Это вызвало реакцию заграницы, и в 1980 году Международная организация труда начала процессуальные действия по делу о соблюдении Югославией международных конвенций, особенно конвенции № 111, запрещающей любую дискриминацию - а следовательно, также по идеологическим и политическим основаниям - в области трудовых отношений. Чтобы избежать санкций международного сообщества, власти вновь рассмотрели дело «группы профессоров». С большим трудом был достигнут компромисс: профессора не вернулись в свой университет, где по-прежнему могли бы «деморализовать» молодежь, но их всех приняли на работу в новый институт, который получил статус подразделения университета. Так в 1981 году образовался Центр философии и теории общества.

Через три года этот центр, а также несколько других объединений, учреждений и журналов стали мишенью нападок режима. Над центром нависла угроза «реорганизации», которая отняла бы у него остатки автономии. Даже в этих условиях члены группы публиковали много статей и книг внутри страны и за границей, куда их часто приглашали читать лекции. Несколько лет спустя некоторые вернулись в Белградский университет.

Участники Свободного университета вызывали большой интерес общественности внутри страны и за границей, особенно после ареста 20 апреля 1984 года около 30 слушателей лекции Милована Джиласа по национальному вопросу и во время суда над задержанными тогда Владимиром Мияновичем, Миодрагом Миличем, Драгомиром Олуичем, Горданом Йовановичем, Павлушко Имшировичем и Миланом Николичем («процесса шестерых»). Большинство обвиняемых уже были известны своей диссидентской деятельностью. Их обвиняли в том, что в 1977-1984 годах «они создали, а затем расширили и укрепили группу людей, которая стремилась подорвать и в противоречии с Конституцией изменить общественно-политический строй, а также свергнуть власть»; что они встречались на своих и чужих квартирах, где в присутствии многих людей произносили и распространяли тексты, критикующие «достижения нашей национально-освободительной войны и строительства социализма, а также личность и дело президента СФРЮ Иосипа Брозо Тито». Свидетелями вызвали 90 человек, в ходе обысков во многих квартирах изъяли множество книг, журналов, фотокопий и рукописей. Окружной суд Белграда изменил обвинение на «враждебную пропаганду», его предъявили только Миличу, Олуичу и Николичу. 4 февраля 1985 года был вынесен приговор: Миличу - 2 года тюремного заключения, Олуичу - 1, Николичу - 1,5.

В результате апелляций, поданных осужденными, Верховный суд Сербии уменьшил наказание: Миличу до 1,5 лет, Николичу до 8 месяцев, а обвинение против Олуича было снято. В насчитывающем 17 страниц обосновании приговора отмечено, что «слова могут быть преступным действием», если «они порочат честь и доброе имя» (не уточняется, чье именно) и представляют собой «враждебную пропаганду». Срок наказания отбыл только Милич. Позднее он был одним из основателей Объединения в поддержку Югославской демократической инициативы, а также Социал-демократического союза Югославии (1990), участвовал также в Гражданском союзе Сербии.

Автор: Небойша Попов.

Источник:

Энциклопедия диссидентства. Восточная Европа. 1956-1989. - М.: изд-во НОВОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ, 2022, 983 с.

Сербия, образование, Балканы, Европа, экс-Югославия, История, общественные движения

Previous post Next post
Up