Nov 03, 2020 03:00
Догоны (самоназв. Dogom, Dogon) - народ на юго-востоке Мали (юг области Мопти). Живут (компактно или смешанно с фульбе) в труднодоступном районе вокруг уступа Бандиагара, на прилегающем плато и равнине Сено, а также в нескольких приграничных селениях Буркина-Фасо.
По оценкам 2007 года, общая численность около 800 тысяч человек. В основном мусульмане, в ряде районов сохраняются традиционные верования, около 10 % - христиане (католики и протестанты).
Догоны возводят себя к правящим группам Древнего Мали. Согласно этногенетическим преданиям, их предки, теснимые фульбе, пришли в X-XII веках с верховий Нигера - из страны Манден, вытеснив местное население (телем или курумба) и частично усвоив их культуру и, очевидно, переняв их языки. От телем остались пещерные святилища и погребальные комплексы в скалистых отрогах восточной и южной Бандиагары (среди инвентаря - керамика, наконечники стрел и копий, бронзовые и железные браслеты, деревянная скульптура, фрагменты ткани, плетения и т. п.). О прямых контактах догонов с телем традиция не сообщает. Связь с народами манден подтверждается социальными связями родовых групп, близостью искусства, танцев, обрядов и т. п. В XVI веке догоны входили в раннегосударственное образование Сонгай, в XVI-XIX веках (в разной степени вовлечённости для различных групп) - в Масина. Контакты догонов с исламизированными фульбе, начавшиеся на рубеже XVIII-XIX веков, привели к захвату последними Бандиагары к середине XIX века.
Традиционная культура типична для народов Суданской подобласти Западной Африки. В культурном отношении различают догонов плато и предгорий, подступающих к долине Нигера (центральные, западные и северные догоны), и догонов цепи горных уступов и равнины Сено к юго-востоку от них (южные и восточные догоны). Изолированное положение страны догонов способствовало консервации архаичных элементов культуры либо вторичной архаизации. Основные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие, в горах - террасное, местами - ирригационное (сорго, просо-элевсина, бобы; основным предметом обмена и торговли служит лук). Крупный рогатый скот на обменной основе отношений выпасается фульбе.
Развиты кузнечное дело (характерны плавильные печи фаллической формы, сходные с печами манден), антропоморфная и зооморфная пластика (железо, дерево, глина, камень: кованые антропоморфные навершия жезлов, маски, статуэтки женщин с детьми, сосудами на голове, мелющих зерно, орантов, музыкантов, всадников, двойные изображения, ритуальные сиденья с "кариатидами", подголовники, танцевальные трости, кубки, утварь, архитектурные детали). Для скульптуры характерны угловатые очертания, маски имеют объёмные либо плоские личины, навершия с подчёркнутой вертикальной осью (длиной до 10 м). Резьбой по дереву занимаются кузнецы, составляющие замкнутую касту и живущие в особом квартале или в отдалении от деревни; их жёны занимаются гончарством.
Догоны имеют богатую мифологию: о боге-творце Амма; о первопредке и культурном герое Номмо, связанном с близнечным культом; о "божествах воды" - полулюдях и полузмеях; о вредоносном шакале Юругу. У них существуют сложные космогонические представления о многослойной Вселенной и определенный опыт астрономических наблюдений.
В 1930-е годы французский этнограф Марсель Гриоль приступил к исследованию догонов, в 1940-е к нему присоединилась этнолог Жермена Детерлен. Получив посвящение у догонского жреца (старейшины) в 1947 году, французские ученые, после четырех лет исследования, поместили статью в газету "Общества африканистов" под названием "Суданская система Сириуса" (1951), а затем опубликовали в издании Института этнологии в Париже "Бледный Лис: космогонический миф" (1965), где они раскрыли догонское видение Вселенной, творения бога Аммы (Amma). Среди прочего, они сообщили, что старейшина племени по имени Оготемелли знал о существовании спутников Юпитера, колец Сатурна, невидимой звезды Сириус B и многое другое. Эта сенсационная информация была массово растиражирована сторонниками гипотезы палеоконтакта как доказательство посещения Земли инопланетянами, использовали ее в своей пропаганде и африканские националисты. Конечно, французы не преминули поинтересоваться у туземца, откуда у него столь глубокие астрономические познания. Старейшина без всякого смущения ответил, что много-много лет назад с небесной земли По Толо к догонам прилетели посланцы небес. Они были очень высокого роста и "рыбами по натуре", поскольку дышали водой и поэтому на голове постоянно носили особые прозрачные устройства, наполненные жидкостью. Догоны называли пришельцев "номмо", что на языке туземцев означает "выпить воды". Старейшина-колдун также рассказал, что номмо-де находились в племени сто лет. За это время они вроде бы научили людей правильно обрабатывать землю, изготавливать лекарственные средства из трав, успешно охотиться на животных, а также многим другим премудростям. А через сто лет пришельцы улетели на По Толо, пообещав обязательно вернуться. Ну и так далее, в том же духе.
Впрочем, этнографы, посетившие догонов в более позднее время, ко всей этой информации отнеслись осторожно, а то и с откровенным скепсисом. Термин сиги толо, который, по мнению Гриоля, относится к Сириусу, на самом деле обозначает любое светило, включая Венеру и Солнце. За 11 лет исследования племени этнографы не обнаружили никаких значимых следов "тайных знаний", хотя общались также и с собеседниками Гриоля. Большинство исследователей теперь признает, что миф о Сириусе B и о всех прочих астрономических фактах, не видных невооруженным глазом, вероятнее всего является следствием "культурного заражения" догонов в результате контактов с Гриолем и другими европейцами.
В современной мировой культуре также остался след догонов. Например, догоны упоминаются в приключенческом романе Алексея Санаева "Уругуру". Есть упоминание о них и в "Энциклопедии относительного и абсолютного знания"(том 5) Эдмонда Уэллса.
Источники
-------------
Бернацкий А.С. Загадочные племена и народы мира. - М.: Вече, 2017. 272 с.
Материалы Википедии.
народы мира,
этнография,
Африка,
Мали