Подобно большинству других аспектов культурной жизни, музыка Боснии и Герцеговины также в сильной степени была подвержена различным иноземным влияниям, часто возникавшим в результате вторжения в страну различных завоевателей.
Музыка Боснии и Герцеговины основана на традиционном устном творчестве босняков.
В боснийских селах пользовались популярностью героические (юнацкие) песни, существовали мастера сольного эпического пения в сопровождении гуслы. Было распространено многоголосие. Почти в каждом горном боснийском селе был свой характерный стиль пения. На музыку горных селений оказала влияние мусульманская культура: поют только в доме, пение одноголосое, используются струнные инструменты и т. п. К традиционным боснийским инструментам относятся флейты (в том числе парные), трубы, язычковые (рожок, волынка, зурна), гусла, щипковые (тамбура, саз, шаргия), мембранофоны, идиофоны.
После османской эпохи остались и пользовались большой популярностью севдалинки. Обычно это выражение глубокого эмоционального чувства. В новые времена исполнтелей севдалинки сопровождают аккордеон,барабаны, кларнеты и другие музыкальные инструменты, но изначально севдалинка была вокальным мелодичным выражением глубоких чувств индивидуума в сопровождении простого струнного инструмента или чаще всего была пением акапелла.
Поскольку среди мусульман существовало сильное подозрение или даже откровенная вера, что использование музыкальных инструментов запрещено, то инструментальная музыка в стране почти до современности развивалась слабо. Нерешительность использовать музыкальные инструменты, и даже их полный запрет оказывали влияние на развитие музыки в городских и сельских районах. Например, старинные народные танцы и песни в деревнях чаще всего исполнялись без использования музыкальных инструментов.
В средние века на территории Боснии и Герцеговины пели менестрели. Первое упоминание о придворных музыкантах датировано 1408 годом. Существовала и церковная музыка как восточного, так и западного обрядов. Музыканты-католики проходили обучение преимущественно в Италии. Одним из известнейших музыкантов того времени был Франьо Босанац (1-я половина XVI века).
Ганга, сельское пение в Герцеговине, - это полифония в исполнении двух или более человек, поющих однострочный текст. В северной и северо-восточной Боснии есть свое пение, похожее на гангу, но оно сопровождается
с помощью простого струнного инструмента с длинным грифом, называющегося шаргией.
Некоторые другие традиционные инструменты, которые можно найти в стране, это волынка, множество деревянных флейт и гусле, однострунный инструмент, известный на территории всех Балканах, который
сопровождает голос исполнителя, поющего какую-нибудь популярную героическую или легендарную историю.
Во время австро-венгерской оккупации музыка Боснии и Герцеговины была подвержена влиянию европейской музыкальной культуры. В 1881 году состоялся первый концерт в Баня-Луке, а позднее - в Сараево. В Боснию и Герцеговину стали приезжать с гастролями иностранные музыканты. В 1886 году в Сараеве был создан Мужской певческий союз, которым долгое время руководил Йосип Ванцаш. Первым профессиональным композитором и дирижёром Боснии и Герцеговины был Ф. Мачеевски, чех по национальности. К началу XX века местные музыканты стали объединяться в различные общества на национальной или конфессиональной основе.
В 1918 году Босния и Герцеговина стала частью Королевства сербов, хорватов и словенцев, что способствовало развитию музыкальной культуры. В Сараевском национальном театре ставились пьесы с музыкой, а начиная с сезона 1928/1929 гг. и оперы. Композиторы занимались в основном обработкой национальной музыки и писали музыкальные пьесы на местные темы. Среди известных композиторов межвоенного периода: Б. Качеровски, Б. Юнгич, В. Милошевич, Я. Плецити, Ц. Рихтман, А. Пордес.
В 1946 году в Сараево открылся Оперный театр. В 1948 году был создан симфонический оркестр Боснии и Герцеговины, а в 1962 году - симфонический оркестр радио и телевидения. В 1955 году открыла двери Музыкальная академия. В то время в музыке Боснии и Герцеговины по-прежнему преобладал фольклор, однако было также сильно влияние европейского неоклассицизма (Д. Шкерл) и авангардизма (В. Комадина).
К началу XXI века классические и современные оперы ставились на сцене Сараевской оперы и Сараевского национального театра. Работали симфонические оркестры. Высшее музыкальное образование предоставляют Музыкальная академия и Академия исполнительских искусств (факультет Сараевского университета). Ежегодно в Боснии и Герцеговине проходят международные мероприятия: фестиваль искусств "Сараевская зима", музыкальный и театральный фестиваль "Башчаршийские ночи", а также джазовый фестиваль.
Продолжают пользоваться популярностью севдалинки, которые исполняются как фольклорными ансамблями, так и поп-группами. Среди известных современных исполнителей севдалинок - певицы Палдум, Ханка (род. 1956) и Лепа Брена (род. 1960).
В последние десятилетия стала очень популярной так называемая музыка "турбо фолк". Это смесь разнообразной традиционной народной музыки, особенно из Сербии и Македонии и поп-музыки.
Большой популярностью пользуется музыкант и композитор Горан Брегович (род. 1950). Среди музыкальных коллективов Боснии и Герцеговины - рок-группы "Bijelo Dugme", "Divlje Jagode", панк-рок-группа "Zabranjeno Pusenje".
В общем, в Боснии и Герцеговине можно услышать всевозможные современные музыкальные направления, от джаза до хип-хопа.
Источники
Chuvalo Ante Historical dictionary of Bosnia and Herzegovina. Second edition. Historical Dictionaries of Europe. The Scarecrow Press, Inc., Lanham, Toronto, Plymouth, 2007. 503 pp.
Перевод с английского - наш собственный.
Материалы Википедии
Ну и немного музычки, происходящей как раз из Боснии и Герцеговины.
https://www.youtube.com/watch?v=tLviUpTxMNM https://www.youtube.com/watch?v=7Q231WH4syI https://www.youtube.com/watch?v=OyMA84-mowI https://www.youtube.com/watch?v=ztvZRetnukY https://www.youtube.com/watch?v=4damiQWpV5o