Дэвид Боуи в середине 1970-х гг. Он выдержал испытание карьерой и сумел пойти дальше

Jul 14, 2020 17:26

В конечном итоге чуть ли не единственным исполнителем глэм-рока, которому удалось выдержать испытание карьерой, оказался Дэвид Боуи. В качестве подкидыша поп-культуры, легко перемещавшегося от позы к позе, Дэвид Боуи в общем-то был переоценен. В принципе было не так уж много различий между Зигги Стардустом (первая успешная "роль" Дэвида Боуи в 1972 году) и "Слоновым человеком" (которого Боуи играл на Бродвее в 1980 году) - по сути оба этих персонажа были лишь безобразными уродцами, стремившимися управлять своими мирами.

Но ведь по обеим сторонам Атлантики, - а, может быть, и по всему миру,- было страшное количество уродов и маньяков, для которых, кажется, именно Дэвид Боуи послужил реальным прототипом. В любом случае к середине 1970-х годов Боуи стал главной сенсацией Британии со времен битломании.

Фактически Дэвид Джонс (таково было настоящее имя Девида Боуи), выходец из среднего класса и студент института искусств, последователь знаменитого мима Марселя Марсо и продолжатель идей Боба Дилана, полностью преобразовал себя в Дэвида Боуи, для которого и искусство и театрализация были неразделимы.

Дэвид Боуи собрал свою первую успешную группу ближе к концу 1960-х годов, когда ему было около 20 лет (он родился в январе 1947 года на юге Лондона) - группа называлась "David Jones and the Lower Third"и пыталась совместить в своем творчестве традиции присущей для Дилана исповедальной поэтичности и битловской психоделии. С самого начала наиболее заметным признаком уважения Боуи к року был его вокальный стиль: вообразите Оскара Уайлда рок-звездой и вы получите голос Дэвида Боуи, проносящийся через ваши черепные коробки.

Подобно очень многим начинавшим звездам попа, Боуи прежде всего нуждался в опытном продюссере, чтобы более успешно донести свое творчество до масс. Таким наставником для Боуи стал Тони Де Фрайс, который впоследствии дошел до того, что назвал себя "полковником Томом Паркером" 1970-х годов ( а если кто не знает, то полковник Том Паркер - это менеджер Элвиса Пресли, много сделавший для его раскрутки и успеха). Позднее Де Фрайс также руководил продвижением группы Mott the Hoople и Игги Попа; последний даже был вынужден заметить как-то, что "Тони - это великий артист. Его искусство состоит в управлении деньгами, в обращении с ними так, чтобы они накапливались. И делает он это вовсе не ради самих денег, не ради наживы, это всего лишь артистический жест". Для Боуи Де Фрайс действительно оказался подарком судьбы - если до встречи с ним Дэвид Джонс был лишь рассеяным и сентиментальным крунером, мечтавшим об успехе, то после агрессивного промоушна, провернутого Де Фрайсом, он стал _Дэвидом Боуи_ - Зигги Стардустом_ и новой восходящей рок-звездой.

Вышедший в 1972 году альбом Hunky Dory был первым ясным толкованием Боуи самого себя. В песнях этого диска вопреки присущим ХИППОВОЙ ЭПОХЕ искренности, интимности, душевности и щедрости, Боуи выставлял на передний план иронию, отстраненность и погружение в себя. В число песен диска входила и одна из лучших песен Боуи раннего периода его творчества "Changes", которая открыто заявляла о появлении новой контркультуры - контркультуры поколения щеголеватых пессимистов, гермафродитных отрицателей, которые рассмматривали свой стёб и подмигивание как основную культурную прерогативу.

Вышедший следом за вызвавшим переполох альбомом Hunky Dory диск The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars (тот же 1972 год) вызвал настоящую сенсацию. Боуи весь в сложнейшем гриме и тщательно подобранных одеяниях, его лицо похожее на маску и т.д. - всё это вызвало ещё больший коммерческий успех.

Зигги быстро стал подростковым идолом - рок-звезда, которая жаждала анонимности; чужестранец, жаждавший любви подобно большинству земных юнцов - а сама the Spiders from Mars была вполне удовлетворительной рок-группой. Да и вообще музыка Дэвида Боуи была быстрой и выразительной (хотя и сжатой), короче, по его же собственным словам:"Wham, bam, thank you, ma`am".

Боуи и дальше продолжал работать в том же направлении, и развил эту звуковую энергию в двух следующих своих дисках Alladin Sane (1973) и Diamond Dogs (1974). И его пример вызвал довольно много подражателей, но об этом мы поговорим в следующий раз.

(Продолжение следует.)

https://www.youtube.com/watch?v=rMjmf7_P2B4

https://www.youtube.com/watch?v=3qrOvBuWJ-c

Автор: Джефри Стоукс, музыкальный журналист и критик (США).
Источник: Rock of Ages. The Rolling Stone History of Rock and Roll. - Penguin Books, 1988.
Перевод с английского - наш собственный. :)

рок-культура, 1970-е годы, рок-музыка, Дэвид Боуи, Великобритания, глэм-рок

Previous post Next post
Up