Ну а теперь займемся еще и Индией...

Apr 30, 2020 18:14

"Расскажите мне про Сингапур...". Ну, Сингапур оставим на другой раз, может, и до реалий этого города когда-нибудь дойдут руки и мозги, а пока к списку стран и регионов, в особенностях культуры и истории которых хотелось бы и в дальнейшем покопаться на страницах этого с позволения сказать блога :) я грешный добавлю еще и Индию.

Каждый сейчас думает и говорит о своем - кто-то о зловредном Вирусе и его последствиях, кто-то - об экономических сложностях, кто-то ругает действия правительство, еще кто-то озабочен всякими сложностями и завихрениями личной жизни (да, да, несмотря на самоизоляцию и прочие "прелести" нынешнего момента у кого-то даже и сугубо ЛИЧНАЯ жизнь продолжается :)) ), кто-то просто книжки читает или музыку слушает. В общем, вариантов для раздумий и разговоров на досуге может быть много, хороших и разных. Ну а задача и даже моральный долг того, кто нарыл что-то интересное о мире и людях в нем, - поделиться этм знанием с ближними, а порой дальними :), для того, чтобы расширить их умственные горизонты, подтолкнуть к поиску еще какой-нибудь информации, обдумать какие-то аспекты реальности, а то и стать в чем-то новыми и порой более совершенными.

Вот прямо сейчас, а затем и время от времени в дальнейшем, хотелось бы лично мне узнать что-нибудь новое и об Индии. Ну, об этой далекой,манящей многих и многим стране с удивительной природой, замечательным культурным наследием, очень непростой многовековой историей и весьма сложной нынешней социальной реальностью, мы, конечно, знаем и знаем довольно многое, но так ли уж много и подробно, если только мы не принадлежим к числу тех, кто занимается Индией и ее культурой в силу профессиональных и научных занятий? Ответ ведь ясен, в общем-то - что-то такое из серии "Я знаю, что ничего не знаю", не так ли? :)

Вот и у меня так - по сути с детства-юности в памяти и сознании был довольно аморфный коктейль из Тадж-Махала, Гималаев, Великих Моголов, восстания сипаев против английского господства, Рабиндраната Тагора, индийских картин отца и сына Рерихов, Ганди с его философией ненасилия, Вишну-Рамы- Шивы, гуру и брахманов, чарваков и локоятов, индийского цикла картин В. Верещагина, улыбающегося на фотоснимках Джавахарлала Неру, его дочери и преемницы на посту премьер-министра "дорогой Индиры Ганди", сикхов с их яркими тюрбанами, тигров и слонов, индийского чая (ага, тот самый, "со слоном", что в детстве моем оказывался на столе и в чайнике не очень-то и часто, потому ассоциировался со всякими праздниками), сентиментально-сладких индийских фильмов, где много поют и танцуют, тройки-пятерки книг Людмилы Шапошниковой о всяких племенах, народностях и интересных уголках Индии, йоги, заклинателей змей... вроде бы довольно много всего, но разве все это, даже взятое в комплексе, помогает хоть в какой-то мере понять Индию и ее людей, хоть чуть-чуть приблизиться к тому порогу, переступив который, мы не только узнаем что-то новое об этой важной во всех смыслах и во всех направлениях стране, ее культуре и душевно-психологическом строе ее жителей, но возможно и получим ответы на какие-то значительные вопросы как нынешней реальности, так и более тонких материй и тем.

Ну а поскольку всякая культура и ее компоненты неразрывно связаны с языком (ведь любая мысль находит свое непосредственное выражение именно языковыми средствами), то для начала, по-моему, нужно хоть в какой-то мере разобраться, как в Индии обстоит дело с языками, откуда они все пошли и к чему в наше время пришли.

Итак...

* * *

Языки Индии. Часть 1 - Санскрит, пали, пракриты

Примерно 74% населения современной Индии говорит на индоевропейских (индоарийских) языках, 24% - на дравидийских. Около 2% индийцев говорят на аустроазиатских и тибето-бирманских языках. Конституция Индии официально признает 23 языка. Язык хинди со шрифтом деванагари является государственным языком Индии. Английский язык выполняет функцию вспомогательного официального языка. Всего, согласно последней переписи, в Индии существуют 1652 языка и диалекта.

В индоарийскую группу языков входят: 1) древнеиндийские языки, представленные ведическим и классическим санскритом; 2) среднеиндийские языки, представленные пали ( языком буддийского Канона); пракритами, языками
наскальных надписей; и апабхраншей, переходными языками от пракритов к новоиндийским языкам; 3) новоиндийские языки, представленные современными языками Северной Индии: хинди, бенгали, маратхи, гуджарати и другими.

Санскрит - древнеиндийский литературный язык. В понятие санскрит входит, по крайней мере, два языка: ведийский (вайдик) и народный (лаукик), или классический (класикал) санскрит.

Ведийский санскрит имеет несколько названий: просто санскрит, язык вед (вайдики), язык ведийских текстов (чхандас или чхандобхаша ), древний санскрит. Древний санскрит является языком вед. На нем же написаны брахманы и ранние упанишады. Однако язык всех этих произведений не является нормированным. Восемь частей (мандала)"Ригведы" написаны на древнем языке, весьма близком по структуре и лексике к языку древнеиранского религиозного памятника "Авеста". Язык первой и десятой частей "Ригведы", язык других вед: "Самаведы", "Яджурведы"и "Атхарваведы", равно как и язык брахман и упанишад представлен в динамике развития.

Среди ученых есть мнение, что самый древний санскрит относится к тому периоду, когда арии находились на территории современного Панджаба и прилегающих к нему районов. После продвижения ариев в долину Ганга, а затем и далее на восток ведийский язык под влиянием местных языков претерпел
определенные изменения, что позволяет говорить о его трех разновидностях: северной, средней и восточной (некоторые исследователи добавляют четвертую разновидность - южную). На основе северной разновидности санскрита возник более поздний санскрит, получивший в литературе название народный, классический или
литературный санскрит. В V веке до н.э. индийский грамматист Панини, который был "северянином", поскольку жил близ древнего г. Такшашила, нормировал язык, написав грамматику санскрита, получившую широкую известность ("Аштадхьяи", что в буквальном переводе означает "Восьмиглавие").

Ведический cанскрит сложился как язык религиозной литературы и культа к концу 2-го тысячелетия до н. э. (язык "Ригведы"). С течением времени он трансформировался в классический санскрит, нормы которого зафиксированы в грамматике Панини. Со временем санскрит приобретает все более искусственный характер, становясь письменным языком узкого круга брахманов и аристократии. После X века н. э. использование санскрита угасает. Сейчас санскрит - язык обучения и общения в немногочисленных специальных учебных заведениях - гурукулах. С XIX
века санскрит начинает изучаться в Европе. Первые руководства по изучению санскрита появляются в России в начале XIX века.

Санскрит служил и служит лингвистической базой для пополнения лексики почти всех современных языков Индии. На санскрите издается 3 ежедневных, 8 еженедельных, 16 ежемесячных газет и журналов. Общее число периодических изданий равно 52 (2000 г.). По данным переписи 2001 г. на санскрите говорят 14.135 человек.

Пали - язык индоарийской группы индоевропейских языков. С лингвистической точки зрения пали представляет собой наиболее древнюю стадию развития среднеиндийских языков. Пали иногда называют первым пракритом. Хронологически его относят к периоду между VI-V веками до н. э. и I-II веками н. э. Отличается от санскрита фонетически, а также в сторону упрощения флективной парадигмы и некоторых синтаксических изменений. Пали стал языком великой культуры. На нем написана огромная религиозная, философская, научная, юридическая литература, прежде всего буддийский Канон, т.е. "Трипитака". Среди ученых нет единого мнения о происхождении слова "пали". Имеется, по крайней мере, более десяти версий. Остановимся на одной из них, согласно которой, под
пали понимается язык буддийской проповеди ("пали" сокр. "парияй", что означает "проповедь Будды"; далее палияй, паалияй, пали).

Пали не был однородным явлением. Ученые говорят о четырех его разновидностях: 1)язык стихотворной части "Трипитаки"; 2)язык канонической прозы, который можно до известной степени считать нормированным; 3)язык послеканонической прозы, который использовался главным образом в различных комментариях; 4)язык поздних произведений, заметно отличающийся от нормированного варианта. Пали многократно был объектом изучения отечественных востоковедов (И. П. Минаев, Т. Я. Елизаренкова, В. Н. Топоров). Целый ряд произведений, написанных на пали, переведен на русский язык.

Пракриты ( букв. "естественный") - среднеиндийские языки и диалекты, предшествующие новоиндийским языкам.
Первоначально пракриты были разговорными языками и диалектами, затем подверглись литературной обработке (середина первого тысячелетия до н. э. - середина-конец первого тысячелетия н. э.). Различают три стадии развития пракритов: ранняя - язык пали - до первых веков нашей эры, средняя - литературные пракриты: шаурасени, магадхи, махараштри - до V века н.э. и поздняя - апабхрамша - до X века н.э. Среди ученых нет единого мнения о возникновении этих языков.

Хронологически пракриты делят на ранние (прачин), средние (мадхьяварти) и поздние (парварти). Первые произведения на пракритах были зафиксированы в VI веке до н.э., а последние - в VI веке н.э. Таким образом, эта группа языков активно просуществовала в Индии примерно 1200 лет.

Функционально эти языки принято делить на семь групп: 1) пракрит наскальных надписей и надписей на колоннах; 2) внеиндийский пракрит, на котором за пределами Индии с использованием алфавита кхарошти написан ряд произведений; 3) религиозный пракрит, куда входят пракрит буддийских проповедей, произведения, написанные на языке пали, и джайнистские религиозные трактаты, созданные на ардхмагадхи; 4)грамматический пракрит, т.е. пракрит, зафиксированный грамматистами в различных лингвистических произведениях; 5) литературный пракрит, включавший в себя литературные формы ряда средних и поздних пракритов: махараштри, шаурасени, магадхи,
пайшачи и апабхрамши); 6) "драматический" пракрит, т.е. язык отдельных персонажей драматических произведений,
написанных на санскрите, с многочисленными вставками из местных языков; 7) обиходный, или смешанный с санскритом пракрит, который отдельные ученые считали самостоятельной формой пракрита, а другие полагали, что это - одна из форм санскрита. На этом языке написаны "Махабхарата" и пураны.

Лингвистически пракриты знаменуют собой переход от флективного строя к аналитическому (исчезновение двойственного числа, упрощение систем склонения и спряжения). Надписи на пракритах первоначально были на брахми, затем - на нагари, телинга и кхарошти.

Апабхрамша, а п а б х р а н ш а (букв. "ухудшенный") - поздняя форма среднеиндийского индоарийского языка, развившаяся на базе разговорных пракритов и являющаяся промежуточным звеном между пракритами и новоиндийскими языками. Самые ранние образцы относятся к II веку до н.э. Существовала с V по X век н. э. (по другим данным, с VI по XII в.). Некоторые источники раздвигают рамки апабхрамши с I века до н.э. по XVII век н.э. Древнейшим произведением на апабхрамше считают "Трактат о театральном искусстве" ("Натьяшастра") древнеиндийского литератора и ученого Бхараты. Большинство работ на апабхрамше написаны джайнистами, среди которых основное место занимают жития различных героев и великих джайнов и этико-философские трактаты. На апабхрамше в течение нескольких веков (с X по XVII) создавалась и поэзия. Каждая разновидность пракритов имела свою апабхрамшу. Среди последних особенно важными являются шаурасени апабхрамша и ардхамагадхи апабхрамша, которые легли в основу западного и восточного хинди. Магадхи апабхрамша связана с возникновением языков бихари, бенгали, ория и ассами. Существуют, по крайней мере, 20 основных отличий апабхрамши от пракритов, половина которых являются фонетическими. По строю языка апабхрамша ближе к новоиндоарийским языкам, чем к санскриту.

(Продолжение следует.)

Автор - Олег Георгиевич Ульциферов (27 ноября 1932, Ростов-на-Дону, РСФСР, СССР - 18 января 2014, Москва, Россия) - советский и российский ученый, индолог-лингвист, доктор филологических наук, профессор, дипломат

Источник: Ульциферов О.Г.
Индия. Лингвострановедение для бакалавриата: Учебник. Моск. гос. ин-т межд. отношений (ун-т), каф.
индоиранских и африканских языков - М.: МГИМО(У) МИД России, 2010. - 484 c.

языки и письмо, народы и языки, Азия, Индия

Previous post Next post
Up