Начало 1970-х. Стиль и краски глэм-рока

Apr 15, 2020 21:09

Все-таки пора немного отдохнуть от болезненных тем современности или от страниц далекой истории и понять, что в мире есть еще что-то красивое, громкое, вечное. :) Например, рок-музыка. Итак, давайте продолжим вспоминать и разбираться, что же звучало и пелось в те давние времена, в начале 1970-х годов. Хотя, увы, совсем без мрачных тонов и без обращения к негативным сторонам реальности нам даже в этой теме обойтись не удастся.

Итак...

На самом деле артистические претензии арт-рока и беспощадная прямолинейность "хеви-металл" обрели место встречи и пересечения в глэм-роке. Глэм - сокращение от английского слова glamorous (очаровательный, эффектный), то есть новое направление придавало большое значение внешним аксессуарам и потрясающе ярким одеяниям: туфли на платформе, блестящие костюмы, экзотический грим на лицах исполнителей (как правило, мужчин) - все эти вещи стали неотъемлемой чертой этого нового стиля. Вообще эти шокирующие многих уловки были всего лишь очень продуманным сценическим приемом: постоянно нараставшая рок-аудитория собиралась теперь на больших стадионах, чтобы послушать своих избранников, а потому исполнителям поневоле приходилось изыскивать новые пути, чтобы быть заметными даже на самых задних рядах. И подчас сам стиль глэм-рок также заметно терзал любопытство публики, вызывая вопросы типа: эти парни - "голубые" или нормальные?

В тот период наиболее заметным представителем этого стиля был Дэвид Боуи, чья поза на конверте альбома 1971 года "The man, who sold the world", - Дэвид в развевающейся мантии, с нарумяненными щеками и губами, и с волосами, подстриженными весьма экзотическим образом, - была для многих его фэнов тоже важна, по крайней мере, так же, как и его музыка.

Боуи, однако, сохранял изрядную дистанцию от своего эффектного имиджа даже тогда, когда это уже казалось просто фазой, через которую он скоро пройдет и отбросит этот костюм как только что-то еще более провокативное увлечет его. Гораздо более увлекательным для публики экземпляром глэм-рокового импульса был Марк Болан, лидер и визуальный символ группы T. Rex. Болан (настоящее имя Марк Фелд) всегда стремился быть лидером, быть на виду. Уже к тому времени, когда ему исполнилось всего 15 лет, он уже пользовался известностью (в определенных кругах!) как особенно стилизованный МОД и даже в течение некоторого времени делал карьеру фотомодели. Со своими большими душевными глазами и длинными вьющимися волосами, Болан был идеальным образцом того сорта гермафродитности, который очаровывал поп-сцену в Англии и (хотя и в меньшей степени) в Америке. В лице Марка Болана глэм-рок обрел очень способного шоумена, который хорошо осознавал опыт британских предшественников своей эстетической чувственности: в своих интервью Болан часто приводил имена таких деятелей декаданса, как Обри Бедрдслея и Оскара Уайлда.

Однако Болану все-таки потребовалось время, чтобы найти свой путь. Первая версия группы T.Rex была равным партнерством Болана с исполнтелем своих песен Стивом Перегрином Туком, и в конце 1960-х группа исполняла сыроватый фолк-рок, отягощенный гимнами в стиле рококо, посвященными нимфам, единорогам и прочим лесным чудесам.

Когда в 1970 году Тук покинул группу, Болан стал вовсю использовать электрогитару и сократил название группы Tyrannosaurus Rex до просто T.Rex. Продолжая излишне подчеркивать и даже выпячивать свою пылкую, чувственную натуру, Болан в то же время принял очень важное решение сделать темп своей музыки более быстрым и придать особое значение более тяжелому, "скрипяще-дребезжащему" стилю гитарной игры. После того, как его песня в стиле "софт-рок" "Ride a White Swan" не приобрела популярность, Болан стал усиливать свою атаку и выпустил серию синглов, которые наконец-то сделали его звездой: "Hot Love", "Bang a Gong", "Get it On" и "JeepSteer", которые вышли в Англии в 1971 году и все попали в Top Five.

Восхождение Болана к вершинам глэм-рока было легким и коротким. Он быстро добился хорошей репутации из-за своего темперамента, энергичности, а подчас и трагичности. Будучи невысокого роста, он выступал в блестящих сапогах на платформе и часто носил во время представлений высокий черный цилиндр. Список его хитовых синглов продолжился и в 1972 году - все они добавили ему славы, но глэм-рок был очень переменчивой штукой. Музыканты
T.Rex стали главными героями документального фильма Born to Boogie, но к тому времени, когда в конце 1973 года фильм вышел на экраны, группа T.Rex уже теряла популярность и фильм провалился. Заметной частью аудитории Марка Болана были подростки, точнее те из них, которые предпочитали откровенно рассчитанных на подростков исполнителей типа группы Осмондс или Дэвида Кэссиди. Другая же часть фэнов T.Rex вскоре обратилась к более тяжелым глэм-рокерам, типа игравшей "баббл-гам с зубами" группы Sweet, песни для которой сочиняли известные в ту пору творцы Майк Чепмен и Никки Чинн.

В конце концов дело закончилось тем, что к 1973 году сам Болан обнаружил, что стал чистенькой звездочкой для подростков. В течение нескольких следующих лет Болан занимался тем, что развелся со своей женой (в том-то и состояла ирония, что гермафродитный герой подростков был достаточно заурядным семьянином) и разогнал свою группу. В 1975 году Марк Болан собрал новую версию T.Rex и попытался влиться в зарождавшееся тогда течение панк-рока, впрочем, с очень слабым успехом. 16 сентября 1977 года Марк Болан погиб в автомобильной катастрофе, когда машина, которую вела его подружка Глория Джонс, вылетела в кювет. Марку Болану тогда было только 30 лет...

Еще одной заметной фигурой глэм-рока был Гари Глиттер. Гари уже успел разменять четвертый десяток до того, как выпустил свои самые крутые хиты, настоящие рок-гимны "Рок энд Ролл. Части 1 и 2", "Didn`t know I loved you", "Do you wanna touch me", все попавшие в Top Five Британии в 1972 и 1973 годах. Хотя в Америке он звездой так и не стал, зато в Англии он стал излюбленной мишенью для шуток из-за своих умопомрачительных нарядов, но тем не менее Гари Глиттер был настоящейь британской поп-звездой в традиции Элвиса Пресли: онг покорял подростков и женщин среднего возраста, а публика считала его славным и простым парнем, вне зависимости от того, насколько неистово он выпендривался на сцене и насколько "круто" он украшал себя.

Забегая вперед, скажем, что музыкальная карьера Гари Глиттера практически завершилась в конце 1990-х годов при весьма неприятных для него обстоятельствах: в Британии он был обвинён в хранении детской порнографии и оказался в списке опасных педофилов, а дальше пошло-поехало.

В ноябре 1997 года Глиттер отнес в ремонт свой лэптоп Toshiba в бристольское отделение PC World. Но затем работники обнаружили на его жестком диске файлы с детской порнографией и сообщили в полицию. В английской и американской прессе разразился скандал. Все проекты с участием Глиттера были приостановлены, было вырезано его выступление в фильме Spiceworld (хотя песня "I’m the Leader of the Gang (I Am)" в исполнении Spice Girls оказалась оставлена). 19 ноября 1999 года Глиттер был признан виновным в том, что он хранил у себя в компьютере детскую порнографию, и приговорён к 4 месяцам тюрьмы, из которых отсидел два.

Одновременно он был обвинён в том, что он имел интимную связь с некой Алисон Браун, когда той было 14 лет. Дело было закрыто после того, как стало известно, что Браун продала свою историю таблоиду News of the World, от которого должна была получить большую сумму в том случае, если Глиттера бы приговорили к тюремному заключению.

Выйдя из тюрьмы в 2000 году, Глиттер переехал в Испанию, где его обнаружили британские репортеры. Затем он попытался найти убежище на Кубе, но в страну его не пустили: выяснилось, что кубинское консульство в Лондоне получило о нем информацию как об опасном преступнике и разослало фотографии по своим аэропортам.

В декабре 2004 года, после выхода нового сингла "Control" в адрес певца поступили новые обвинения в педофилии. Опасаясь ареста, Глиттер вылетел во Вьетнам.

В конце 2005 года во Вьетнаме Глиттер был арестован по обвинению в изнасиловании нескольких несовершеннолетних девочек, что поначалу грозило ему смертным приговором. Судьи, однако, не нашли никаких доказательств того, что изнасилования были. Весной 2006 года Глиттер был приговорен к трем годам лишения свободы за "неприличное поведение в присутствии двоих несовершеннолетних". Апелляция, поданная его адвокатами, была в июне отклонена.

12 ноября 2005 года Гари Глиттер исчез из дома, в котором должен был находиться согласно подписке о невыезде. Три дня спустя он был арестован в аэропорту Хошимина при попытке вылететь в Таиланд. Шесть вьетнамских девочек и женщин в возрасте от 11 до 23 лет выступили с показаниями, утверждая, что он занимался с ними сексом.

Глиттер был отправлен в тюрьму задолго до завершения расследования 26 декабря 2006 года. Все обвинения в изнасиловании были с него сняты. Получив денежные компенсации, семьи пострадавших девочек подписали общую просьбу о помиловании заключенного, которая осталась без ответа.

Глиттер продолжал отрицать свою вину, выражая уверенность, что все это подстроили британские газеты, заплатившие девочкам большие деньги за обвинительные показания. Он заявил, что имеет множество доказательств того факта, что как минимум одна газета сделала это, чтобы организовать компрометирующий фоторепортаж в одном из лондонских баров.

7 февраля 2007 года было объявлено, что Глиттер выйдет на свободу на три месяца раньше срока: в августе 2008 года. 20 января 2008 года газета News of the World сообщила о том, что Гари Глиттер перенес сердечный приступ, но "...так и не смог умереть". Это сообщение было опровергнуто, однако тюремные власти признали, что у заключенного существуют проблемы со здоровьем, в том числе и с сердечно-сосудистой системой.

19 августа 2008 года Глиттер был освобожден из вьетнамской тюрьмы. Несколько дней спустя, после безуспешных попыток остаться в Таиланде и Гонконге, он вернулся в Великобританию.

Однако и там Глиттеру не удалось пожить спокойно. В феврале 2015 года Глиттер был приговорен британским судом к 16-летнему тюремному заключению. Он был признан виновным в попытке изнасилования, сексуальных домогательствах и сексуальных отношениях с девочкой моложе 13 лет в период 1975-1980 годов.

Такие вот перетурбации имели место в жизни одного из видных британских рокеров.

https://www.youtube.com/watch?v=dKVhodA_q-g

https://www.youtube.com/watch?v=uiyxqA65QaU

https://www.youtube.com/watch?v=2r8Ac7JtEaU

Автор: Джефри Стоукс, музыкальный журналист и критик (США).
Источник: Rock of Ages. The Rolling Stone History of Rock and Roll. - Penguin Books, 1988.
Перевод с английского - наш собственный. :)

Также использованы материалы Википедии.

Продолжение последует.

1970-е годы, жизнь и нравы, рок-музыка, Великобритания, глэм-рок

Previous post Next post
Up