Между ассимиляцией и нацией: евреи Галиции во времена Габсбургов (1772-1918 гг.). Часть 1

Sep 16, 2018 19:40

Классик еврейской литературы Шолом-Алейхем (Шлем Нохумович Рабинович) встречал новый 1906 год во Львове. В декабре 1905 года писатель с семьей пересек границу между Русской и Австро-Венгерской империями в уездном городе Броды и затем переехал в столицу Галичины. Львов, в котором семья прожила до лета, стал транзитным пунктом на ее пути в Нью-Йорк.

Шолом-Алейхем вынужден был покинуть свой дом в Киеве из-за роста антисемитских настроений. 17 октября 1905 года, под давлением массовой забастовки, царь Николай ІІ обнародовал Манифест, который окончательно санкционировал создание в Российской империи выборного парламента, - Государственной думы. В демонстрациях по случаю ввода конституционной монархии участвовали большое количество членов еврейских рабочих партий. Из-за этого противники демократических преобразований начали видеть в евреях основных инспираторов свержения монархической власти. Во время одного из киевских собраний в толпе распространился слух о еврейских активистах, которые изувечили портрет Николая ІІ. Это стало поводом к трехдневному погрому, который, из-за невмешательства полиции, длился в городе с 18 по 20 октября. Погибли десятки, пострадали сотни людей и имущество общей стоимостью от 10 до 40 миллионов рублей. Проявления массового насилия привели к росту чувства страха среди киевских иудеев. Городские власти лишь подлили масла в огонь, усилив проверки среди тех слоев еврейского населения, которые не имели официального права на пребывание в Киеве. Сотни семей мелких ремесленников и торговцев высылались из города, тем самым лишившись средств для существования.

В начале XX века атмосфера австрийского Львова резко контрастировала с ситуацией в российском Киеве. Шолом-Алейхем описал свои первые впечатления от столицы Галичины в полубиографической повести "Мальчик Мотл". От имени девятилетнего героя автор восторженно писал: "Свободная страна! В субботу евреи разгуливают по всем улицам и никто им слова не скажет! А какие люди! Чистое золото!" В начале XX века свобода галицких евреев, однако, оставалась тем, что нужно постоянно отстаивать. Получив основную гражданскую права, они стремились получить влияние в областях политики, экономики, образования и культуры. Отдельные идеологи считали, что этого можно достичь лишь избавившись от отличий в языке и религии, которые отличали иудеев от других народов Австро-Венгрии. Другие же, напротив, боролись за официальное признание своей этнической группы отдельной нацией в составе Габсбургской империи. История компромиссов, на которые евреи должны были идти с государственной властью и другими этническими группами Галичины: немцами, поляками и украинцами длилась на протяжении всего существования провинции: с последних десятилетий XVIII века - и до начала Первой мировой войны.

Начало изменений в положении евреев в Австрийской империи было связано именно с присоединением к ней юго-западных территорий бывшей Речи Посполитой. В конце XVIII века здесь было сформировано Королевство Галичины и Лодомерии. Количество евреев в новой провинции превышало общее число иудейского населения в империи. Перепись населения 1772 года показала, что в Галичине проживало 220 тысяч евреев, которые составляли 9,2 процента жителей края. В то же время остальные земли монархии в целом населяло 150 тысяч евреев. Из них 70 тысяч проживало в Богемии, Моравии и Силезии; 80 тысяч - в Венгерском королевстве. Большое количество евреев Галичины прежде всего были связаны с благоприятной для них экономической ситуацией. Со второй половины XIV века короли Речи Посполитой, заинтересованные в развитии промышленности и торговли, предоставляли еврейским предпринимателям ряд привилегий. К правителям присоединялись также магнаты и шляхтичи, которые протежировали переселение иудейских купцов и ремесленников в свои имения: частные городки и села. Зато в тогдашней Австрийской империи они подвергались многочисленным ограничениям относительно проживания в пределах городов и занятия ремеслами. В конце XVIII века Габсбурги начали курс экономических реформ. Галицкие евреи, которые продолжали существовать в рамках феодального хозяйства уже несуществующей Речи Посполитой, стали считаться экономически непродуктивными. Поэтому новая имперская власть попробовала уменьшить их количество в регионе.

Австрийские правительственные чиновники связывали большое количество еврейского населения и его преобладающую бедность с ранним вступлением в брак. В соответствии с религиозными принципами иудаизма, парень и девушка обычно вступали в брак не позже достижения восемнадцатилетнего возраста. В постановлении, которое вышло по результатам переписи 1772 года, отмечалось: "Преждевременное вступление в брак, увеличение количества бракосочетаний и большой рост количества семей, который отсюда возникают, есть одна из причин ухудшения экономического положения евреев, которые впадают таким образом в бедность и невзгоды".

С 1773 года галицких евреев обязали к обязательной регистрации браков в Галицком губернаторстве. Пары, которые желали жениться, должны были дать залог своей платежеспособности в виде определенной суммы денег. Большинство еврейского населения игнорировало это распоряжение и продолжало в соответствии с традицией регистрировать браки у раввинов. Такая практика стала значительным препятствием для абсолютистской власти, которая пыталась подчинить еврейское сообщество новой провинции единой системе управления.

На момент своего вхождения в состав Габсбургской монархии, еврейская община на территории Галичины переживала административный раскол. В 1764 году в Речи Посполитой была отменена единая институция еврейского самоуправления - Совет четырех земель. Это усилило авторитет кагалов - органов еврейского самоуправления в городах и селах, а такуже раввинов - местных религиозных лидеров.

Желая устранить децентралистские тенденции, австрийская власть упразднила в Галичине систему независимых кагалов. Им на смену в 1776 году была создана "Общая еврейская дирекция". Эта институция состояла из главного "государственного раввина", который назначался сверху, и двенадцати старшин, которые выбирались на местах. В компетенцию главного раввина входили все вопросы религии и образования, а также - осуществление контроля над раввинами отдельных общин. Шестеро из двенадцати старейшин должны были постоянно вершить дела во Львове. Другая половина - в главных городах шести округов, на которые планировалось разделить Галичину.

Заданием старшин было исполнение инструкций австрийского правительства: публикация законов, распределение и сбор налогов, надзор за местными советами старейшин и раввинскими судами.

Сын Марии-Терезии, Йосиф ІІ (1780-1790) изменил политику матери относительно еврейского населения монархии. В духе популярных на то время принципов "образованного абсолютизма" он стремился максимально устранить отличия в правовом и экономическом статусе, которые отличали евреев от других подданных империи, и сделать их сторонниками господствующей немецкой культуры. Первые распоряжения императора относительно евреев монархии были опубликованы уже в 1781 году. Он позволил им заниматься всеми сферами ремесла и торговли и предоставил возможности для получения светского образования на немецком языке.

В 1785 году Галичина была разделена на 18 меньших округов. В связи с внедрением новой административной системы, император приказал распустить "Общую еврейскую дирекцию". Государственная власть максимально ограничила еврейскую автономию. Отдельные раввинские суды были отменены. Полномочия местных советов старейшин перешли под контроль локальной администрации. Каждый из советов старейшин отныне избирал шесть кандидатов, из которых окружной председатель (староста) избирал трех старших. Эти трое выполняли свои функции на протяжении трех лет, имея власть как над местным советом старейшин, так и над всей еврейской общиной округа. Каждая община, которая насчитывала больше чем 100 семей, имела право избирать своего раввина. Жалобы на раввинов и советы старейшин рассматривались старостой.

Следующим шагом Йосифа ІІ в его политике относительно евреев стала попытка изменить их традиционную экономику. Император был сторонником модной в то время французской экономической школы физиократов. Ее представители считали земледелие единственной прибыльной отраслью хозяйства. Они утверждали, что землю в аренду могут получать только те, кто ее обрабатывает. Руководствуясь этими принципами, в 1785 году Йосиф ІІ лишил евреев права арендовать мельницы, пивоваренные заводы и шинки. Император считал, что таким образом удастся превратить евреев из служащих в имениях польской шляхты в экономически независимых крестьян. Переход еврейских арендаторов к земледелию в перспективе мог также сделать их культурно более близкими к украинским и польским крестьянам.

Но результат аграрной реформы оказался противоположным ожидаемому. Больше трети евреев Галичины была лишена средств к существованию. Значительная их часть после отмены права аренды вынуждена была перебраться в города, где в результате конкуренции со стороны христианского населения очутилась на грани бедности.

В рамках общей образовательной реформы Галичину с 1787 года охватила единая государственная система образования на немецком языке. Для распространения имперской культуры в Галичине, как и в других регионах империи, вводилась сеть трехклассных "нормальных школ". В ее рамках при каждой общине планировалось создать "еврейско-немецкую школу". До 1792 года в Галичине было создано 100 еврейских народных школ. Во Львове кроме четырех таких заведений была основана также семинария для подготовки учителей.

Начальное образование должно было способствовать зарождению у еврейских детей лояльности к империи. В народных школах ученики получали начальные знания по немецкому языку и арифметике. Наряду с этим среди предметов, которые должны были усвоить школьники, были "обязанности подданного относительно монарха" и "обязанность еврея" - воздерживаться от обмана нееврейских клиентов.

В традиционной культуре евреев Галичины образование было тесно соединено с иудаизмом. Основы знаний еврейские дети получали в хедерах (идиш: "cheyder" - комната) - начальных религиозных школах. Ученики собирались в доме учителя (меламеда), читали тексты из Торы и таким образом получали базовые знания по ивриту, арифметике, истории и географии. Галицкие евреи воспринимали государственное образование как угрозу традиционному жизненному укладу. В "нормальные школы" ходили только те дети, чьи родители не имели денег, чтобы заплатить меламеду. Из-за низкой посещаемости уже в 1806 году все специальные еврейские школы были закрыты. Иудеи должны были интегрироваться в общую образовательную систему.

Несмотря на неудачу акции по открытию еврейских школ, германизация образования в будущем принесла плоды как империи, так и самим галицким евреям. По причине германской основы идиша - разговорного языка евреев ашкеназов уровень знания немецкого среди еврейского населения Речи Посполитой был высоким еще до 1772 года. Благодаря хорошему владению языком, евреи из Галиции смогли продолжать учебу в университетах. Уже в 1789 году лица иудейского вероисповедания были допущены к получению титула "доктора права" и дальнейшей юридической практики. В 1828 году евреи из Галичины впервые получили магистерские дипломы по медицине в Вене. Большинство из них родились в Бродах и Львове. Доступ к высшему образованию позволил талантливым ученым и художникам еврейского происхождения войти в интеллектуальные круги Вены и Праги. Позже австрийские интеллектуалы на вопрос о своем происхождении шутливо отвечали: "Мы все, в большей или меньшей степени, происходим из Галиции".

(Продолжение следует.)

Автор: Евген Поляков, историк.

Источник: Проект "Україна". Австрійська Галичина / Упоряд. М. Р. Литвин; Гол. ред. О. А. Красовицький. - Х.: Фоліо, 2016. - 410 с.

Перевод с украинского - наш собственный.

ХVIII век, Австро-Венгрия, Западная Украина, межкультурное взаимодействие, евреи

Previous post Next post
Up