Москва 1940-х годов. Время собирать камни... и вновь есть конфеты

Sep 11, 2018 12:02

Пришла победа и снова вспомнилась поговорка: "Москва не сразу строилась". Настало время собирать камни, мусор и грязь. Надо было начинать новую жизнь. И начали. Постепенно, но стали возвращаться реалии мирной жизни.

Со временем исчезли такие приметы военных лет, как скелеты разбомбленных домов и кладбища военной техники. Одно такое кладбище находилось в районе станции Ховрино. Там лежали горы разбитых истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков.

В начале 1946 года открылись после ремонта Сандуновские бани, заработали в городе шестьдесят чайных. В новой чайной на Добрынинской (Серпуховской) площади стала подаваться традиционная "пара чая" - один большой чайник с кипятком и маленький - с заваркой. Летом были сняты трамвайные рельсы в Охотном Ряду.

В городе появились булочные, работавшие круглосуточно и продававшие хлеб без карточек. Такими стали булочные в доме 30 на Кировской (Мясницкой) улице, в доме 2 на Малой Бронной, а в доме 6 на улице Горького (Тверской) открылся большой хлебный магазин, который тоже продавал хлеб без карточек.

Уже в 1945 году на кондитерской фабрике "Большевик" запустили в работу аппарат по расфасовке и укладке печенья "Бисквит", а на фабрике имени Бабаева впервые в стране стали делать для шоколада пластмассовые формочки взамен металлических; была возобновлена и механическая укладка конфет в коробки. Фабрика "Рот Фронт" стала выпускать шоколад "27 лет Октября", "Гимн" и "Дирижабль", а также шоколадные конфеты "в завертке": "Мишка-сибиряк", "Красная Москва" и "Золотая нива".

Конфеты имели и другие интересные названия: "Броненосец Потемкин", "Мистер Твистер", "Коломбина", "Эсмеральда", "Ковер-самолет", "Наше строительство", "Тачанка", "Шалость". Торты назывались: "Мокко", "Дипломат", "Зандт", "Манон", "Миньон", "Баумкухен", "Отелло" и "Калач". "Отелло" был шоколадный, как мавр, а "Калач" из безе - круглый, белый и пышный. Такой могла бы стать Дездемона, проживи она подольше.
Пирожные назывались: буше, тарталетки, меренги, трубочки, муфточки, кольца, картошка обсыпная и глазированная. Появились пирожные "Наполеон", "Эклер" и "Шу".

Вообще в послевоенные годы разнообразие названий конфет, бисквитов, восточных сладостей и прочих кондитерских премудростей могло удивить любого. Другое дело, что не все они, не везде и не всегда появлялись в продаже. Разве что в каком-нибудь привилегированном буфете можно было отведать такие восточные сладости, как "Хилами", "Парварда", "Грильяж сабирабатский", "Ногул кинзовый", "Шакер пендыр" мятный, ванильный, имбирный или лимонный, "Бадам аби набад", жареный мак с медом, "Гязь исфаганская", абрикосовая косточка в сахаре или соленое урюковое ядро.

В 1945-1946 годах с предприятий пищевой промышленности города исчезли суррогаты и была введена довоенная рецептура продуктов, установлена минимальная жирность молока - 3,2 процента. Сахарин, дульцин и прочие искусственные "сладости" ушли в прошлое. В рекламе кондитерских изделий и мороженого особо подчеркивалось, что приготовлены они "на чистом сахаре".

Источник: Г. В. Андреевский Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху. 1930-40 годы. М.: "Молодая гвардия", 2008 г., 447 с.

сладости и лакомства, 1940-е годы, Москва, жизнь и быт

Previous post Next post
Up