Jun 02, 2018 17:38
Эти острова в Индийском океане были известны еще арабским, португальским, британским и голландским мореплавателям в XVI - начале XVII веков, но оставались необитаемыми до того, как в 1640-х годах группа французов из Индии вместе со своими невольниками заняла остров Бурбон (позднее Реюньон).
Отсюда, уже в начале XVIII века, французские семьи поселились на холмах острова Маврикий, изгнав оттуда голландцев (владевших островом в 1638 - 1710 годах) и превратив его в Иль-де-Франс.
Сейшелы, которые исследовались еще в 1740-х годах, должны были подождать до 1770, когда на этом архипелаге появилась своя небольшая колония французских поселенцев и их рабов.
Для острова Бурбон кофе стал главным предметом сельскохозяйственного эскпорта в XVIII веке, когда аристократические или мнимо аристократические семьи, подобные тем, из которых происходили родившиеся уже на Бурбоне поэты Антуан де Бертин и Эварист-Дезире де Форж де Парни, выстроили особняки и виллы явно в духе индийских традиций из древесины или камня. Очень часто кофе сушился на плоских крышах веранд этих вилл.
Хлопок стал одной из главных сельскохозяйственных культур как на Сейшелах, так и на острове Иль-де-Франс, а еще на Иль-де-Франс выстроенный из камня "Редюи" напоминал миниатюрный тропический Версаль, хотя и был построен на промежутке между двумя линиями обороны против англичан.
Иль-де-Франс и Сейшелы, с их прекрасными бухтами, гораздо более безопасными для судоходства,чем те, что мог предложить Бурбон, были тесно связаны с мировой торговлей и в годы войн, и в годы мира, вначале как остановочные и диспетчерские пункты для судов Ост-Индской компании, а затем, когда компания начала увядать, для королевских судов, и практически всегда для приватиров (то есть, каперов). Также заметное количество останавливавшихся здесь судов составляли корабли работорговцев из Мозамбика, Занзибара и Мадагаскара. Использование кнутов, стальных ошейников и тяжеловесных цепей было вполне распространенным делом, обычным способом поддержания закона и порядка. Побеги рабов тоже были частым явлением с самых первых дней существования колоний. В одном раннем случае на острове Бурбон причиной для бунта и последующего бегства рабов считается спор француза-хозяина и рабов из-за особенно привлекательной невольницы-малагасийки, а эти события послужили толчком для появления цветного населения в тех местах.
Вообще жертвы дискриминации были на всех островах, несмотря на то, что довольно многие из них сами были рабовладельцами.
Человеческую хрупкость можно было наблюдать особенно отчетливо среди рабов, которые, если они были малагасийского происхождения, всегда казались подавленными из-за мыслей о своей потерянной родине. Они очень любили ночные прогулки, либо чтобы затеять любовную интрижку, либо, просто-напросто, стащить что-нибудь полезное или ценное, отчего многим их соседям приходилось подниматься по ночам, чтобы посмотреть, все ли из их скарба в порядке и наличии. По крайней мере такую картину рисовали современники и очевидцы.
Одно из самых ярких изображений жизни того периода на Иль-де-Франс - повесть-притча французского писателя Бернардена де Сен-Пьера "Поль и Виргиния", ставшая ярким образцом сентиментализма в литературе. Поль (сын простой бретонки Маргариты) и Виргиния (дочь знатной дамы из Нормандии госпожи де Латур) воспитываются вместе, матери их дружат и живут по соседству. Поль превратил долину, где стояли их дома, в райский уголок, причем каждый угол этого прекрасного сада имеет свое название. Дети не умеют ни читать, ни писать, но живут по принципам "лучшей из книг" - Евангелия. Виргиния влюбляется в Поля, но ее мать противится их браку; тем временем тетушка госпожи де Латур присылает письмо, в котором зовет Виргинию к себе. Виргиния клянется Полю в вечной любви и отправляется в Европу; во Франции ее определяют в пансион при монастыре. По возвращении домой она погибает: близ Иль-де-Франса корабль "Сен-Жеран" терпит крушение, а целомудренная Виргиния отказывается от предложения снять с себя платье и тонет с образком в руке (подарок Поля). Безутешный Поль умирает два месяца спустя; еще через месяц земной мир покидает госпожа де Латур.
Одной из главных диковинок Иль-де-Франс были нелетающие птицы додо, но на них стали вести активную охоту и довольно быстро истребили. Ну а леса на всех островах понесли катастрофический урон к 1800 году в результате пожаров и активных вырубок, хотя "отцы островов" помнили о судьбе острова Мадейра, который ужасно выгорел всего лишь за семь лет, и выпустили специальные законы о сохранении лесов. Зато корица кустовая, которую известный ботаник Пьер Повре специально прислал для выращивания на главном острове Сейшел Маэ, в конечном итоге покрыла горные склоны, которые остались голыми после хищнических вырубок лесов первыми поселенцами. Так что попытка более жестко контролировать колонизацию провалилась, а поселенцы немедленно потребовали предоставить им все привиллегии, установленные для креольских (то есть, родившихся уже здесь) французов на островах. Также была предпринята бесплодная попытка выдворить с Сейшел семью свободных индийцев Рамалинга. И если Сейшелы в конце концов стали более безмятежными и расслабленными,чем Иль-де-Франс и Бурбон, то это ни в коем случае не было промахом влиятельных белых семей; и если один из первых признаков будущей ситуации появился уже в 1785 году, когда Бретон женился на девушке частично малагасийского происхождения, то причина была в том, что она являлась наследницей земельного надела и рабов,а такое имущество требовало больше усилий по хищническому использованию окружающей среды,чем по выращиванию растений.
В то время как Сейшелы служили остановочным пунктом для кораблей работорговцев, а Бурбон - большой плантацией пряностей, где без устали вкалывали рабы, то Иль-де-Франс с его все более расширяющимися сахарными плантациями в 1790-е годы все еще был тесно связан с морем, ведь заморские купцы прибывали сюда сотнями, а здешние каперы становились живыми легендами. Роберт Сюркуф, наиболее знаменитый из каперов, и в отличие от своего брата и многих других так никогда и не пойманный королевским флотом, начинал именно здесь с торговли рабами. В условиях британской блокады жизнь на острове поддерживалась нейтральными датчанами и американцами, осуществлявшими самые различные махинации, в том числе и с британскими призовыми товарами.
Начиная с самого начала Французской революции Иль-де-Франс и Бурбон с их относительно оживленными портовыми городками напряженно следили за новостями, особенно за теми, которые их пугали, например, о восстании рабов на Санто-Доминго или о Национальной конвенции об отмене рабства. Власти этих островов не жалели усилий по выискиванию всех персон, без разницы - свободных или невольников, чей язык, поведение или образ мышления свидетельствовали о том, что они намерены всерьез воспринять лозунги революции о правах человека.Даже некоторые местные с позволения сказать якобинцы участвовали в охоте на марунов, хотя Колониальная ассамблея Иль-де-Франс попыталась смягчить жестокость расправ с марунами. Угроза отмены рабства в 1794 году вынудила Ассамблею Бурбона установить, что строгость в отношении беглецов - вполне уместное средство держать под контролем невежественных и диковатых африканцев.
Колониальные институции в действительности пережили революционную горячку, затем лишь усилились во времена Империи, и, наконец, были окончательно оправданы в результате бунта рабов в 1811 году.
Ну а затем наступили другие времена. После победы, одержанной английскими войсками над французскими гарнизонами, Иль-де-Франс перешел во владение Британии. В 1814 году по Парижскому договору остров официально стал британской колонией, и ему возвращается название Маврикий. 12 марта 1968 года Маврикий был объявлен независимым государством в составе Британского Содружества. С 12 марта 1992 года Маврикий стал республикой.
Бурбон тоже успел некоторое время побывать под английским управлением, но в 1815 году был возвращен Франции.
С 1848 года стал окончательно называться Реюньон.
В 1794 году Сейшелы захватила Британия, которая с середины XIX века (после отмены в 1835 году рабства) стала поощрять иммиграцию на острова индийцев. В 1814 году, согласно Парижскому договору, Сейшельские острова официально стали британскими владениями. В 1840 году острова были административно присоединены к британской колонии Маврикий, откуда на них стали переселяться китайцы. В 1903 году Сейшелы были выделены в отдельную коронную колонию Великобритании. В это же время на островах появились переселенцы из Аравии. 28 июня 1976 года Великобритания предоставила независимость Сейшелам.
Автор: Дерик Скарр
Источник: Encyclopedia of African history. - Fitzroy Dearborn Taylor & Francis Group New York, NY, 2005, 1864pp.
Материалы Википедии.
Перевод с английского - наш собственный. :)
ХVIII век,
Маврикий,
колониализм,
Франция,
Сейшелы,
Реюньон,
Африка