Жизнь и смерть Павла Бута. Часть 1

Dec 11, 2017 18:10

В истории Речи Посполитой случаи отмены решений сеймов происходили не часто, особенно если дело касалось судеб бунтовщиков. И все же одним из исключений из правил было помилование осужденного к смертной казни за участие в восстании 1635 года Павла Бута, более известного в народе под именем Павлюка. Существуют разные предположения относительно того, что же послужило конкретной причиной для отмены решения сейма: хлопоты турецкого посла, заступничество некоторых высокопоставленных должностных лиц, еще что-нибудь. Однако есть серьезные основания для догадки, что, помиловав и освободив Бута, власти Польши расчитывали использовать его для ослабления козачьего движения в Украине. C этой целью весной 1636 года он был назначен на королевскую службу в Чигиринский полк (очевидно, на должность сотника). Про прибытие Павлюка на Приднепровье и его собственные планы в одной из украинских народных песен говорится так:

Возвратился Павлюк до дома,
В Сечь Низовую,
И задумал Павлюк снова
Бить шляхту гнилую.
Нашел Павлюк побратима -
Орла Остряницу,
Что не раз пускал из ляхов
Шляхетскую кровяницу.

Опытному вожаку для организации нового наступления хватило нескольких месяцев. Поначалу он нашел единомышленников среди реестровых, а затем установил тесные контакты с "зипищиками" (козаками, уволенными с государственной службы). Несложно понять причины его успеха: ведь этот уроженец Чигирина еще в 20-е годы XVII века принял участие в козацких походах на турецкие крепости на Черном море. Современники характеризовали Павла Бута как "мужа, хоть и простого, но храброго и смекалистого". В начале 1630-х гг. он в составе козацкого отряда бился в составе войска крымского хана, который в это время попытался добиться независимости от Турции. Общими силами они вели борьбу против вождя Буджацкой орды Кантемира, полчища которого часто устраивали разорительные и кровопролитные набеги на Правобережье и Подолье. В письме подканцлеру Петру Гембицкому от 12 июня 1637 года коронный гетман Станислав Конецпольский указывал, что в 1630 году Павло Бут вместе с группой козаков пребывал в плену у татар. На Маслоставской раде в августе того же года Павлюк после побега из-под Измаила рассказывал о состоянии и численности турецко-татарских войск на Дунае. Летом 1635 года он стал одним из организаторов выступления запорожцев с целью уничтожения Кодакской крепости.

В начале 1636 года сейм Речи Посполитой принял постановление о восстановлении в кратчайшие сроки Кодакской крепости. Король Владислав IV разослал универсалы местным чиновникам, требуя принять действенные меры для отпора народным выступлениям в Украине. Не последняя роль в реализации этих планов отводилась и реестровому войску, потому коронный гетман через своих комиссаров внимательно следил за настроениями в его рядах.

На козацкой раде в урочище Маслов Став в конце июля 1636 года значительное количество реестровцев, раздосадованное задержкой королевской платы, предложила захватить пушки и уйти на Сечь. Выписанные из реестра призывали к немедленному восстанию против шляхты. Обострение противоречий между различными группами козаков привело даже к расколу рады и захвату выпишниками и частью реестровых атрибутов гетманской власти - бунчука, булавы и стяга. Королевскому комиссару Адаму Киселю с большими труднностями удалось уговорить старшину затянуть переговоры с "бунтовщиками". А через два дня Лукаш Жолкевский писал Станиславу Конецпольскому: "А в Чигиринском полку чернь одержала верх над старшиной. Главным заводилой бунта стал Павло Бут".

Выступление Чигиринского полка совместно с выпищиками угрожало новым большим восстанием едва ли не по всей Украине. Вместе с тем Павло Бут понимал, что поспешное развертывание вооруженной борьбы против шляхты приведет к неминуемому поражению. С целью всесторонней подготовки войска к решительным действиям
козацкий вожак отвел повстанческие отряды на Запорожье, где с каждым днем возрастало число беглецов с волостей. Проблема вооружения крестьян и городской бедноты была решена в ходе похода в Крым, на помощь хану Инает-Гирею: во время похода запорожцы захватили много оружия и коней.

Приготовления козачьего войска не оставались незамеченными польско-шляхетской администрацией. В апреле 1637 года правительство поручило Адаму Киселю и польному гетману Николаю Потоцкому провести ревизию реестра. Запись новых козаков на королевскую службу стала проводиться лишь по рекомендациям старост и подстарост. Старшинам выделялась специальная доплата как гарантия спокойствия в войске. Чистка реестра завершилась принятием присяги на верность королю. И чиновники не жалели энергии на исполнение своего задания, ибо с Сечи приходили тревожные вести.

В конце мая Павло Бут во главе козачьего отряда выступил с Запорожья на волости и вскоре захватил в Черкасах артиллерию реестровых. Через несколько дней Бут обратился с письмом к старшине реестровых Василю Томиленко с призывом к объединению "чтобы козаки составляли одну компанию". До полного объединения дело не дошло, но, по словам магната Станислава Любомирского, в ту пору на реестровых козаков уже трудно было расчитывать как на надежных союзников коронного войска.

(Продолжение следует.)

Источник: Iсторія України в особах: Литовсько-польська доба/Авт. коллектив: О. Дзюба, М. Довбищенко,... О. Русина (упоряд. и авт. передм.) та ін. - К.: Україна, 1997. - 222 с.

Перевод с украинского - наш собственный. :)

Украина, международные отношения, социальные конфликты, ХVII век, казачество

Previous post Next post
Up