Dec 13, 2016 00:05
Мы уже говорили, что в старину в университетах Европы встречались прирожденные ораторы, которые к тому же превосходно владели материалом, имели о нем собственное мнение и стремились донести его до слушателей.
Например, Пьер Абеляр, основавший на острове Сите собственную школу. Впоследствии, когда он был вынужден скитаться (Гильом из Шампо стал теперь его непримиримым врагом, потому что во время спора об универсалиях они оказались в противоположных лагерях), за ним повсюду следовали три тысячи учеников. Для такой толпы не находилось достаточно просторного помещения, и Абеляр читал им лекции прямо под открытым небом. Когда он обосновался на холме Святой Женевьевы, эта часть Парижа быстро стала заселяться. "Благодаря ему студенты превзошли своим числом парижских обывателей, и теперь там трудно найти себе пристанище", - писал современник. Такое же магнетическое воздействие на аудиторию производили Фома Аквинский и Иоанн Дунс Скот, преподававшие в Парижском университете в XIII веке.
В университете Саламанки в середине XVI столетия богословие и философию читал монах-августинец брат Луис де Леон (1528-1591), писатель, поэт и переводчик. Профессорскую должность он получил благодаря великолепному знанию древнееврейского языка и культуры (он перевел на кастильский диалект "Песнь песней"). Однако инквизиция приговорила его к пяти годам тюрьмы. Отбыв срок, профессор вернулся в аудиторию и начал свою первую лекцию словами, ставшими знаменитыми: "Как я говорил вчера..."
Жак Кюжас (1520-1590), талантливый самоучка, самостоятельно овладевший латынью и греческим, посвятил себя юриспруденции и преподавал в Тулузе (1547), Бурже (1555) и Валансе (1567), повсюду приводя в восторг учеников, которые хранили ему верность и впоследствии занимались изданием его трудов.
Впрочем, некоторые "магистры" путали красноречие с краснобайством. Иоанн из Солсбери, епископ Шартрский (XII век), осуждал учителей, "притупляющих умственные способности своих студентов, стараясь показать собственную эрудицию". Другие напускали на себя важность, читали "с выражением", делали многозначительные паузы, но все эти декламационные приемы не могли замаскировать их вопиющего невежества: вряд ли такие профессора могли ответить на вопросы слушателей. "Не мантия делает доктором и не колпак, и не возвышение, которое он занимает, - говорится в одном из средневековых текстов, - доктором делают знания и умение передать их к пользе слушающих".
Обычно преподавателя встречали и провожали аплодисментами. Но занятия не всегда протекали в такой благодушной атмосфере. Когда аудитории надоедало слушать, она начинала скрипеть перьями, хлопать в ладоши или топать ногами; нарастающий шум давал оратору понять, что пора закругляться.
Источник: книга Е. В. Глаголевой "Повседневная жизнь европейских студентов от Средневековья до эпохи Просвещения" (М., "Молодая гвардия", 2014 г.)
история образования,
История Европы,
средние века