Jul 31, 2015 17:18
Итак, продолжаем рассказ о видных деятелях Беларуси, чей жизненный путь был интересным и даже поучительным по самым разным параметрам. И следующий эпизод начнем со знакомства с персонажем, который при самих событиях уже не присутствовал.
Иван Литовор Хрептович был и смелым рыцарем, и магнатом властным и знаменитым. В 1492 после своего воцарения на престоле Великого Княжества Литовского Александр Казмирович приблизил к себе Литовора Хрептовича, а шляхта также однозначно признала его авторитет, так что он стал маршалком княжества, фактичеси первым лицом после самого великого князя. А еще - наместником слонимским и новогрудским, властителем многочисленных имений. Он также женился на Ядвиге из рода Гольшанских, левушке красивой и с характером. Родилась дочь Анна.
14 июля 1500 года Иван Литовор Хрептович принял участие в битве на реке Ведроше под Смоленском и попал в плен к московитам, который продолжался долгих 9 лет. В плену Иван Хрептович подружился с Григорием Остиком, тоже не последним человеком в княжестве Литовском.
Наступило перемирие. Знатных пленников выкупили, поменяли на московитов... И даже уже была достигнута договоренность о браке дочери Хрептовича Анны с сыном Остика Юрием, но тут случилось трагическое событие - в 1513 году Иван Хрептович внезапно умирает. Его дочери Софье, родившейся уже после возвращения Хрептовича из плена, всего полтора года. А вот Анна была уже по понятиям того времени вполне взрослой девушкой. И тут на сцене начинает действовать еще один персонаж - вдова Хрептовича пани Ядвига (урожденная Гольшанская), мать Анны и Софьи, по отзывам современников, дама с крутым характером и авантюрной жилкой. И почему-то Юрий Остик ей в качестве зятя совсем не понравился, а в качестве будущего супруга дочери пани Ядвига предпочла своего старинного приятеля, подкоморого ВКЛ Андрея Двойну, хотя он и был гораздо старше Анны.
Анна, однако, проявила характер: она любила Юрия Остика и даже тайно с ним обвенчалась. Однако мать отказалась признать брак дочери, держала ее при себе, а пожилой Двойна готовился к свадьбе. И эта свадьба даже состоялась, несмотря на сопротивление в общем-то уже обвенчанной невесты. Тут важен был материальный аспект - после смерти отца Анна была богатой наследницей, ей среди прочего принадлежал горож Свержень с окрестностями. Мать же числилась опекуншей и могла распоряжаться имуществом дочери только до ее замужества.
Но и Юрий Остик не собирался отказываться от законной жены. Да и его отец, трокский воевода Григорий Остик имел большое влияние на монарха, который, к тому же, был должен ему крупную денежную сумму. Жигимонт принял сторону приятеля и отправил к строптивой вдове королевскую делегацию - подскарбия Абрама Юзефовича и князя Василия Шаховича, чтобы уладить дело о браке Анны с Остиком. Но пани Ядвига осталась непреклонной.
Великий князь рассердился и отправил к вдове еще одну делегацию, в которую на этот раз входил и Юрий Остик. Но пани Ядвига отправила восвоясии и этих посланников. В это время в доме находился еще и Двойна с братом и свитой. Между ними и незваными гостями разгорелась нешуточная стычка. В самый разгар сечи Анне удалось пробраться к месту побоища и упросить молодого мужа забрать ее с собой. И великокняжеские посланники триумфально удалились с триумфальной добычей.
Вскоре в суд поступают целых три жалобы на Юрия Остика. Ядвига Хрептович обвинила его в похищении дочери, мать Андрея Довойны - в похищении "невестки". А Мнишеки, в доме которых происходила битва, - в нанесении ущерба их имуществу.
Григорий Остик, отец Юрия, поступил мудро - он добился, чтобы судом рукводил сам монарх. На суд была вызвана Анна Хрептович. Девушка высказалась твердо: она хочет остаться со своим законным мужем Юрием Остиком, которого она любит, а к матери или к Довойне возвращаться не желает. И великий князь утвердил брак Анны Хрептович с Юрием Остиком.
А вот имущественные споры о приданном невесты тянулись еще долго. Через пару лет в них также вмешался монарх, определив, что пани Ядвиге достаются во владение местечки Городок и Высокое, а все остальное должно быть разделено между Анной и Софьей.
Проигранное дело на характер вдовы не повлияло. Вторая дочь, Софья, еще оставалась при ней, ей на момент описываемых событий было всего 4 года. Но вскоре подросла и она, и через какое-то время была обручена с Яном Аборским из Мазовии. До совершеннолетия малолетняя невеста осталась жить с матерью. Затем взбалмошная дама почему-то вдруг резко разлюбила и этого будущего зятя и постралась от него избавиться. В 1525 году в суд поступает очередная жалоба от Ядвиги Хрептович - на этот раз по поводу похищения уже второй дочери, Софьи, увезенной женихом. Ядвига требует отменить все прежние договоренности и вернуть Софью к ней.
В дело вновь вмешался великий князь, и после проведенного расследования было установлено, что венчание Софьи уже имело место, проходило оно по всем правилам, и Софья шла к алтарю добровольно. Брак был утвержден, а Софья возвращена мужу.
Но вряд ли госпожа Ядвига пала духом. Ведь она не забывала и о своей личной жизни. В 1525 году, как раз в разгар спора по поводу брака Сфоьи и Аборского, пани Хрептович хлопотала перед монархом о должности войта в местечках Высокое и Городок для... своего сына Казимира. То есть вдова успела повторно выйти замуж и родить еще одного ребенка. Точно неизвестно, сколько было лет Казимиру, поскольку мальчику из знатной семьи такие должности могли быть пожалованы и в очень раннем, почти младенческом возрасте.
Н-да, все-таки жаль, что в те времена так называемого мрачного Средневековья еще не было ни кино, ни, тем более телевидения. Ведь сколько подобных сюжетов скрыто в семейных хрониках тех же родов белорусской знати и шляхты. Сериалов прямо-таки снимать не переснимать.
* * * *
Источник: книга Людмилы Рублевской "Рыцари и дамы Беларуси" (Минск, 2013 г.).
человеческие слабости,
XVI век,
Беларусь,
жизнь и нравы,
Великое княжество Литовское,
персоналии