May 31, 2015 21:33
Для начала давайте скажем пару слов о том, кто же такие квакеры. Квакеры - протестантское течение в христианстве, причем достаточно строгое. В ряде разновидностей квакерства даже нет священников и проповедников как таковых - практически каждый верующий может прочесть проповедь после того, как община просидит определенное время в молчании, ожидая сошествия Святого Духа. Квакеров постоянно подвергали преследованиям: и с самого начала их появления в XVII веке за религиозное инакомыслие, а в XIX веке их сильно не любили и подвергали преследованиям рабовладельцы на юге США за то, что квакеры решительно выступали против рабовладения и организовывали побеги для негров-рабов. В результате квакеры взрастили в себе бойцовские характеры: если квакер в чем-то убежден, свернуть его с этого пути уже практически невозможно.
Показательной и практически легендарной стала история жизни Уордера Крессона (1798-1860), квакера и американского консула в Иерусалиме, который еще в 1840-х годах, то есть еще во времена Османской империи, пришел к выводу, что истинная вера - это закон Моисея, а потому решил строить свою жизнь в соответствии с ним. Его назначили консулом Северо-Американских Соединенных Штатов в Иерусалиме в 1844 году, а в 1848 году он прошел гиюр, принял имя Михаэль и стал убежденным иудеем.
Жена его отнеслась с уважением к перемене веры мужа, но еврейкой стать отказалась, а потому с ним развелась. Интересно, что бывшие евдиноверцы-квакеры не стали проклинать отступника, так как, по их этике, он пошел путем, подсказанным Богом. Зато среди местных евреев - уроженцев европейских стран начали распространяться сплетни и слухи, что привело новоявленного Михаэля (Уордера) Крессона к мысли, что в ашкеназской общине ослабел религиозный дух. В результате он женился на сефардке и стал видным членом сефардской (то есть состоящей из выходцев из восточных стран) общины. Так сказать, появился еврей-сефард англосаксонского происхождения. :-) Тамошних ашкеназов его опыт и пример ничему не научили, но сефарды его очень уважали, а после смерти с почестями похоронили его на Масличной горе в Иерусалиме.
* * *
Источник: Минц Л. М. Блистательный Химьяр и плиссировка юбок. - М.: Ломоносовъ, 2011. - 272 с. - (История. География. Этнография.).
Ближний Восток,
иудаизм,
евреи,
национально-религиозная идентичность,
XIX век