Nov 25, 2016 17:08
Думаю, каждый из нас имеет свое мнение по вопросу о случайности происходящих событий: кто-то считает, что происходящие в окружающем нас мире события не зависят от чего-либо кроме как от естественных влияний, и если камень падает, то лишь потому, что существует гравитация, и сила Земного притяжения за момент до начала его падения превзошла все другие силы, воздействующие на камень, и нет ничего свыше этого. Никакой случайности. События, происходящие в общественной сфере, также, по их мнению, подвластны определенным социальным законам, и так далее. Но есть среди нас и такие, кому не хватает подобного объяснения. Они-то и пытаются заглянуть повыше и копнуть поглубже.
Во время последних двух представлений на сцене нашего Малого Театра я много думал (скорее, мой мозг выполнял работу на подсознательном уровне) о том, что происходило на сцене. Нет, я говорю не об игре актеров, качестве освещения, сменах декораций и прочих атрибутах современного спектакля. Я говорю о Волшебстве, которое регулярно происходит на сцене Малого Театра. Этому Волшебству я и все остальные зрители - от мала до велика - с удовольствием вверяют свои души, и в течение часа в нас постоянно резонируют разные струнки, отвечающие за определенные чувства: радость, боль, гордость, восхищение, сочувствие. Говорить со стопроцентной уверенностью, что все именно так и происходит, я не могу, но ведь почему-то аккурат перед каждым спектаклем совершается процедура размещения зрителей, число которых несколько превышает количество мест. Зритель идет, и молва о театре - на шаг впереди него!
Сегодня мне сорок пять, и я удивляюсь, что вплоть до февраля этого года я не замечал театр, который существовал к тому времени уже лет тридцать пять, не знал о студии, которая работает аж два десятка лет, и не встречал в своей жизни этих замечательных, талантливых, красивых и светлых людей, которые вдвое младше меня по возрасту, но без которых я сегодня не совсем могу представить себя как возрожденного человека. Что же меня все эти годы удерживало от этой встречи? Что есть «Это», все эти годы знавшее, в какой именно момент необходимо будет ей произойти? Что же вело меня сюда?
Я давно потерял счет каждому из увиденных мною четырех спектаклей, которые регулярно играются на сцене Малого Театра, равно как и потерял счет моим посещениям этого маленького места в маленьком городе нашей маленькой земли. И все это произошло (и, к счастью, продолжает происходить) в этом году. 2016-й, год начала Брексита и Трампа, год продолжения Сирии и Украины, год конца жизни для многих великих деятелей культуры в мировом масштабе, для меня лично оказался очень счастливым, можно сказать чудесным годом. Где-то там, в начале этого года я встретил совершенно незнакомого мне Человека, просто так, по дороге домой. В конце нашей короткой встречи я был приглашен посетить Малый Театр, на сцене которого показывалась новая постановка, имеющая отношение к отмечаемому в этом году 400-летию со «дня» смерти Шекспира (23 апреля - дата неопределенная, а посему справедливо растянутая на целый год). И я пришел в Театр.
Была ли эта встреча случайной, или же это должно было произойти именно так, как и произошло? Я не вижу смысла в определении своей позиции по этому вопросу. Вот моя история, вот он я, аккуратно посещающий любой (!) спектакль, который бы ни играли актеры, вот он текст, который я пишу после очередного посещения Театра. Писать об этом далеко не легко, потому что передать хочется очень много чего, но «говорить» об этом не получается. Нельзя танцевать об архитектуре, бессмысленно писать о песне, бесполезно описывать полотно, запечатлевшее шедевр.
Спектакли, которые мне довелось увидеть - они прекрасны. Такие разные и глубокие, такие красивые и прочувствованные. Их легко смотреть - все они длятся не больше часа, они доступны для восприятия, они эстетичны и динамичны.
В течение часовой постановки “SHAKE” - первого спектакля, увиденного мною на этой сцене - мы непринужденно размышляем о шекспировских героях, рассматриваем переплетение их судеб, переносим мировую классику на мировой быт, наконец, что вполне нормально для Шекспира, не находим ничего нового в откровениях и снова удивляемся тому «как же он мог знать так много?». Все это сопровождается чарующей музыкой и моно- и диалогами, читаемыми голосами знаменитых актеров (хочу специально отметить, что все аудиоматериалы приобретены на законных основаниях с полным соблюдением международных авторских прав). И наконец - актеры!
Тогда, в феврале, я, вернувшийся к общественной жизни, стал посещать спектакли различных театров. Опять-таки имя Шекспира в названии другого спектакля, представлявшегося в те дни на сцене другого театра, привлекло меня. «Тот» спектакль мне тоже пришелся по душе, я даже пошел на него во второй раз. После же, когда я дерзнул высказать свое мнение актерам Малого Театра (а меня и в этом случае потянуло пересмотреть “SHAKE”), я, как мне тогда казалось, уместно сравнил физическую подготовку артистов «той труппы» с нашими ребятами. «Те» ребята были профессиональными артистами, а я - я еще не совсем все понимал. Но вот уже третий мой поход на “SHAKE”, четвертый, я начинаю приводить с собой друзей, распространяю информацию о своем открытии, пятый, шестой.... Я не устаю! Я смотрю спектакль из четвертого ряда, из первого, справа, слева, с задних рядов. Что-то со мной происходит....
Потом мне пришлось привыкнуть к мысли, что Малый Театр - это не только Уильям Шекспир, но и Ричард Бах. Первый просмотр «Чайки Джонатан Ливингстон» потряс меня все теми же безупречными вкусовыми характеристиками, глубиной и простотой прописываемых образов, а также блестящими режиссерскими находками. Лишь несколько актеров из «Шейка» задействованы в «Чайке», но помимо них - с дюжину энергичных юношей и девушек, среди которых заметны таланты-тинейджеры. Вот уже и моя вторая «Чайка», третья, четвертая.... Что же со мной происходит?...
Третьим увиденным мною спектаклем должен был стать любимый многими «Пьеро» по одноименной новелле Ги де Мопассана, но форс-мажорная ситуация не представила зрителю, прождавшему снаружи полтора часа, возможности насладиться спектаклем в этот день. Поэтому следующим для меня стал “Ne Me Quitte Pas” («Не покидай меня»), в основе которого лежит знаменитая песня Жака Бреля, на сегодняшний день переведенная на два с половиной десятка языков (в том числе и на армянский) и записанная в еще большем количестве версий. Некоторые из них, разные по аранжировке и манере исполнения, но с общим тематическим стержнем, дали идеи различным сценическим решениям, чутко прорисованными режиссером и безупречно исполняемыми так полюбившимися нам актерами. Что же все-таки происходит со мной?!...
А вот и четвертый из игравшихся в этом году на сцене Малого Театра спектаклей, долгожданный «Пьеро». Опять большая труппа, состоящая из юношей и девушек, каждый и каждая из которых - отдельная картинка, яркая (даже если и серая) личность со своим характером, повадками, ужимками, плюсами и минусами, будь то человек или животное. И если в «Шекспире» нас очаровывают сцены, созвучные с картинами Тарсема Сингха, украшенные музыкой Трента Резнора, Кэти Мелуа и других именитых музыкантов, в «Ливингстоне» мы чувствуем себя причастными к Истине, звучащей в мыслях и из уст чаек, а в «Не покидай» зрители рядами всхлипывают и украдкой вытирают слезы, услышав слова «покидать», «любить», «мама», «дом», «семья», то в «Пьеро» мы безудержно, по-доброму смеемся большую часть времени, и лишь в некоторые моменты, словно по мановению волшебной палочки, притихаем, резко осознавая глубину трагедии, так естественно показанную этими чистыми личностями - актерами Малого Театра. И плачем. Снова и снова, даже если знаем наизусть все реплики, произносимые актерами.
Так вот что со мной происходит! Я проливаю слезы. Это особые слезы, имеющие различную специфику. Слезы радости от осознания нашего величия; слезы горечи от осознания совершенных ошибок - как своих, так и чужих; слезы Любви «с большой буквы», ведущей нас по темнеющим коридорам жизни; слезы смеха, рожденного тонкими шутками и яркими образами; слезы воспоминаний и потерь; слезы необъяснимые, вызванные колебаниями струн души, вдруг срезонировавшими с услышанной музыкой, с замеченным вздохом, с увиденной сценой.
Все спектакли такие разные, но в них есть особый общий стержень: они прекрасны, и они проникают в душу. А спектакли играют актеры. Или может быть правильнее сказать Артисты? А может быть... просто люди, любящие то, что они умеют хорошо делать, видящие как их работа важна для зрителя (я смело пойду дальше и скажу «для города», «для страны», «для нации») и умеющие показывать чувства и незримо играть на струнах наших зрительских душ? А может быть все вместе взятое? И мы - зрители, продолжающие посещать эти сеансы душевной терапии, стоя аплодирующие, переглядывающиеся и замечающие улыбки на наших заплаканных лицах, - мы ведь в этот конкретный вечер и до конца этого дня больше не сделаем ничего плохого! Не сможем, потому что души наши в этот вечер были излечены вот этими самыми чудесными молодыми людьми, только-только начинающими свой жизненный путь, а уже играющими такую важную роль в жизни нашего общества.
Каждый из нас обладает определенными бесценными талантами, но увы, далеко не все из нас их ощущают, а иные, ощутившие их, не знают или не могут их применить. Порой бывает нужно так мало - лишь открыть какую-то дверь и пригласить войти (как в моем случае и поступил тот Человек, пригласив меня в Театр). И уже там, внутри, в этом волшебном месте под названием Театр, начинают твориться чудеса. Да-да, твориться. Сами собой они вряд ли проявятся. Для этого должен быть кто-то, кто знает, что нужно делать, и как. В театре таким человеком является Художественный Руководитель, или Режиссер.
Не я один называю Ваана Бадаляна «волшебником». Многие согласны со мной и, в первую очередь, с самими собой. Ведь если сам во что-то не веришь, то сколько бы тебе не говорили - не примешь ты чужой позиции! Прочувствовав же лично эффект воздействия происходящего на материю души мы сами определяем для себя ту форму, которой мы будем оперировать, рассказывая другим об увиденном. Я для себя выбрал вариант «Он - Волшебник!». Мне этот вариант нравится, потому что он мне кажется самым достоверным. А как иначе назвать человека, не концентрирующего всеобщее внимание на присущих всем нам недостатках (как душевных, так и телесных), а видящего в ребенке талант, понимающего как его извлечь наружу и развить, как приобщить к группе таких же начинающих актеров и к чуду под названием «Театр», как научить играть такие роли, не оказывая отрицательного воздействия на психику, ненавязчиво объясняя и развивая такие важные понятия как «работа», «любовь», «красота», «дружба», «счастье». Счастье! Счастье работать и создавать, любить и быть любимым, быть красивым во всех отношениях, главное из которых - духовная красота, счастье сказать «у меня есть друг» и знать цену дружбы, счастье считать себя достойным быть счастливым? Как охарактеризовать человека, достигающего гармонии, используя «не предназначенный для этого материал», как нередко отзывается о людях с физическими недостатками наше общество?! Волшебник - и все тут!
Кажется, сегодня я немного перебрал с количеством слов.... Как говорится, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Так что доверьтесь Его Величеству Случаю, выберите один из спектаклей Малого Театра и сходите на него. Посидите, послушайте, посмотрите, и может быть и вам захочется вернуться туда. И еще. И еще. Мне кажется, эта театральная студия станет в какой-то степени колыбелью нашего общего будущего. Детям, попавшим в студию, выпадает честь нести этот заряд счастья и любви с собой и освещать дорогу не только себе, но и всем нам. Режиссер не ставит эксперимент. Он в очередной раз доказывает, что в каждом человеке есть частица Света, способная вести нас по жизни и озарять собой наш путь.
А стоит ли это доказывать вообще? Не является ли это прописной истиной? Доказывать, может, и не стоит, а вот время от времени напоминать можно. Ну а если это происходит таким прекрасным способом, то, я считаю, даже и нужно. Мне лично это было очень нужным в то время, когда по счастливой случайности, случайно, произошел тот случай, та встреча, оказавшаяся такой важной в моей жизни. Может быть мне надо было ждать этого случая все эти годы? Или может быть мне нужно было созреть для этого? А может это и не случай вообще? Тогда что же это? Что со мной происходит? Наверное, это опять какое-то Волшебство...
живое исполнение,
мой мир,
театр,
Ереван,
новое,
жизнь,
счастье