Jul 25, 2016 17:01
В силу некоторых обстоятельств и сильной занятости я упустил момент, когда можно было осветить процесс завершения работы над моим трибьют-альбомом, о котором я говорю уже два года. Монтаж и сведение многоканального сырого материала в окончательный стерео-вариант с добавлением звуковых эффектов, мастеринг, получение необходимых бумаг и процесс оформления документов, дупликация дисков, разработка и печать оформления - все эти важные процессы распределились плотным пластом в течение двух с половиной месяцев, прошедших с моей последней публикации на страницах моего Журнала. Мне сейчас было бы очень трудно собрать воедино впечатления от всех этих трудоемких, но необходимых этапов, однако я все же постараюсь закончить это эссе, оставив на этих страницах какие-нибудь воспоминания.
Оглядываясь, я понимаю, что название альбома - “Something Deep Inside Me” (строчка из вошедшей в мой альбом песни Питера Хэммилла “I Once Wrote Some Poems” с его первого сольного альбома альбома Fool’s Mate (1971)) - как нельзя лучше подходит для него. Он действительно содержит в себе то, что находится где-то глубоко внутри меня (и, скорее всего, всегда там было). Люди, упомянутые на страницах буклета, также живут глубоко внутри меня, даже если их уже и нет на этом свете. Песни, сыгранные, спетые и записанные на диске, также вышли из глубин, куда они долго погружались в течение многих лет прослушивания, обдумывания, исполнения, и, конечно же, переживания. Даже оформление - каждая деталь его! - несет в себе определенный смысл.
Кстати, об оформлении. Мне очень хотелось создать такой продукт, который было бы приятно держать в руках, раскрывать, читать, смотреть и даже распаковывать. Я был готов к высказываниям типа «кто сегодня покупает (слушает, собирает, и т.п.) компакт-диски?» и «скажи лучше откуда скачать?».... Пока никто не сграбил и не выложил его в сеть - неоткуда. Но в скачанных файлах нет всех частиц того, что «находится глубоко внутри меня» и что составляет мою работу. Поэтому, если вас заинтересует альбом в его полном смысле, я рекомендую приобрести оригинал. Потратите вы на него раз в пятьсот меньше, чем это пришлось мне, и вы получите 73 минуты 59 секунд музыки, картонную раскрывающуюся двустворчатую обложку, в одной створке которой находится диск, предварительно помещенный во вкладыш с памятной фотографией (снятой в последний час перед поездкой в Мадрид на концерт Питера Хэммилла в декабре 2015 года) и информацией об альбомах, на которых представленные песни были опубликованы в первый раз, а в другой - 12-страничный буклет с цветными фотографиями музыкантов и краткой информацией о них, с вводным эссе и заметках о каждой из пятнадцати песен, представленных на альбоме. «Не слишком ли ты вложился в оформление?», спросили как-то меня. Нет, не слишком - столько, сколько нужно для того, чтобы смело предложить добросовестную работу семи человек, проделанную в течение последних двух лет. Передняя сторона раскрывающейся обложки представляет слегка модифицированную фотографию, сделанную мной в Лондоне в 2013 году. Мне очень захотелось запечатлеть себя в отражении проезжающего мимо лондонского красного автобуса, что я и сделал недалеко от станции метро Wood Green. Пытаясь найти способ намекнуть на авторство композиций с первого взгляда на обложку, я заменил транспортный логотип на монограмму Хэммилла (конечно же, с его личного разрешения). На задней стороне - те пятеро из нас, кто на момент фотосессии, самоотверженно проведенной профессиональным фотографом Лилианной Ахвердян, был в городе, стоящие на фоне Северного Проспекта, недавно возведенного в центре моего города. Внутри разворота - вид на Лондон с высоты Alexandra Palace. Фотографию, сделанную моей старшей дочерью, я использовал для первой страницы буклета, а на последнюю поместил один из снимков, сделанных после лондонского концерта Van der Graaf Generator в 2013 году. Если я не ошибаюсь, кнопку затвора моей камеры нажала одна красивая бразильянка… или же это был кто-то из группы или команды?
Каждая из песен несет в себе что-то, что побудило меня включить ее в альбом. Я не собираюсь пересказывать то, что уже написано в буклете, а лишь обращусь к теме, открытой на страницах моего Журнала ранее: Трибьют. В чем выразился мой Трибьют?
В 1994 году во время одного из интервью у Питера Хэммилла спросили об его отношении к трибьютам. Сказав, что сам он лично не имеет ничего против, он сделал дополнение, разделив понятие «трибью» и «кавер-версия». В соответствии с ним, когда кто-то играет песню в ее канонической форме, так как ее привыкли слышать, мы имеем дело с трибьютом. В кавер-версии же «нужно повозиться с песней, чтобы она зазвучала совершенно иначе», т.е. песня должны быть исполнена в непривычной для слушателя манере, «переделана» в правильном смысле этого слова, пересоздана, переосмыслена, пережита. Другими словами, в каверах должна присутствовать личность самого исполнителя. Следуя этой формулировке, мой альбом содержит как трибьют-, так и кавер-версии, а посему я решил использовать в подзаголовке альбома обобщающее слово «homage» (англ. почтение, уважение).
К первой категории можно отнести Afterwards, Celebrity Kissing, I Once Wrote Some Poems, Nadir’s Big Chance, Happy, Easy to Slip Away, Sitting Targets и The Future Now. Все они повторяют структуру оригиналов, партии и манеру исполнения, однако каждая из них содержит что-то, что делает ее «новой».
В инструментальном проигрыше Afterwards заимствована лишь первая фраза оригинального соло на фортепиано 1969 года, после которой эстафету принимают моя электрогитара, флейта Сат Саргсян, и скрипка Риммы Мирзоян - двух обаятельных «классических» музыкантов и моих друзей. Celebrity Kissing демонстрирует диалог двух солирующих гитар, партию одной из которых исполнил основной барабанщик на альбоме - Ашот Корганян. I Once Wrote Some Poems представлена здесь с минималистичной аккустической концовкой, переходящей в Nadir’s Big Chance с распущенный «домашним» вокалом. Happy предваряет коротенькая театрализованная то ли интродукция, то ли репетиция, а Easy to Slip Away и Sitting Targets объединяют в себе элементы, заимствованные из различных версий их исполнений, звучавших в течение нескольких десятилетий. В песне The Future Now, в добавок к этому, сделано маленькое, но важное смещение по времени.
Песни, входящие во вторую категорию, заслуживают более подробного освещения, но я опять-таки придержусь лаконичной формы описания, насколько это будет возможно.
Моя версия The Boat of Millions of Years включает в себя все три куплета, написанные Хэммиллом в свое время, однако исполненных вживую лишь во время ранних концертов. Официальная студийная версия содержит лишь два из них. В моем воображении картины, рисуемые персонажами из мифологии Древнего Египета, рисовались неким божественным голосом, мягким и одновременно властным, звучащим везде и не дающим обнаружить его источник. Как бы сказочно это ни представлялось, Лесли Диаз прекрасно справилась со своей задачей и сыграла эту роль, сделав лишь несколько проб. Намного больше поисков, а затем и работ по реализации находок было проделано с ритм-секцией. Восток так Восток - и привычная барабанная установка предоставила место конгам, тамбуринам, тому и кахону, сыгранным Левоном Ахвердяном, а гонг довершил кульминацию. Египет так Египет - и талантливый певец, композитор, звукорежиссер (и еще много кто) Айдин Давуди спел в географически верной (а не той, которая нам казалась подходящей) манере, и предоставил целый набор воинственных кличей.
Too Many of My Yesterdays - мой режиссерский дебют. Не знаю, как правильно назвать то, что получилось - аудиофильм, звуковая пьеса, песенный театр… Песня, которую многие слушатели уже тридцать лет относят к хэммилловской классике, была вынесена мной на сцену, на которой стоит телефонная будка, в которую зашел сломленный жизнью, но не потерявший себя главный герой в надежде дозвониться до женщины, занимающей важное место в его жизни. В оригинале - голос и рояль, в кавере - голос и бас гитара (точнее несколько бас-гитар). Оригинальная концепция «один голос, один инструмент, один проход пары рук по инструменту», как вы видите, слегка нарушена, но форма претерпела практически тотальное изменение. Некоторые музыкальные пассажи прочно сопряжены со звуковыми элементами из быта, в пьесе есть начало и есть конец. «Ты хороший режиссер, Мик!», сказала Лесли Диаз после записи. «Тот час записи был фантастическим, Лес!», говорю я сейчас. Спасибо еще раз!
The Birds спокойно играется в одиночку, и играл я ее часто, прежде чем Левон Ахвердян сказал: «Пошла запись!» Однако сыграв партию рояля для готовившегося канонического варианта, я попросил не выключать запись, чтобы просто сыграть эту чудесную песню так, как я ее слышал в своей голове и как ее хотели играть мои пальцы. И конечно же - птицы, должны были быть там. Может быть результат и похож на оригинал, но свидетельства слышавших его людей дают мне основание оставить его в этой категории.
Necromancer также можно назвать кавером в силу своей театральности, материализации образа Белого Мага, борющегося со Злом, ну и немного за счет электризации звука, полученной с помощью нескольких электрогитар и металла бас-гитары.
Изменение базового инструмента было использовано и при создании моей версии The Top of the World Club. Интересно, что когда я разбирал аккорды этой песни, мне оказалось удобнее делать это с помощью гитары, а не фортепиано. Как-то я подумал, что неплохо было бы предложить в процессе создания международного проекта “All of Us Pilgrims“ (двойного альбома, создаваемого членами фэйсбуковской группы Top of the World Club - проекте, о котором я также регулярно упоминаю в своих публикациях) версию песни, которая была бы символом этой группы. Сделать это почему-то захотелось в аккомпанементе лишь одной гитары. Но я - не очень хороший гитарист, а если делать - то делать надо добросовестно. И поэтому идея создания студийной версии была-таки воплощена, но с полным исключением рояля и замещением его звуками разных гитар и очень низких синтезаторных «низов».
Наконец, Tintagel by the Sea - песня, написанная в 1979 году для Play Away, детской программы на британском ТВ. Официально она никогда не выходила, поэтому когда в конце июля прошлого года ее обнаружил, оцифровал и выложил в сеть один из участников вышеупомянутой фейсбуковской группы, мы решили представить ее на нашем двойном альбоме, тем самым вспоминая трибью-альбом XX-го века - “Eyewitnes - A Tribute To VdGG“ (1995), на котором также был сюрприз - Squid One, версия песни Giant Squid с виниловой версии альбома “The Aerosol Grey Machine“, на то время доступная лишь в частных коллекциях и практически неизвестная широкой публике. В процессе подготовки на исходную демо-версию были наложены партии синтезаторов, перемикшированы подпевки, добавлены звуковые эффекты. Демо же версия так бы и осталась в моей личной коллекции, если бы не шесть минут свободного времени, оставшиеся после сборки основного материала альбома. «Пусть живет!», решил я и второй ее создатель - Левон Ахвердян, режиссер записи, микширования, мастеринга моего альбома (на этом треке он также сыграл все партии ударных и перкуссии). «Но пусть не влияет на общее впечатление от прослушивания альбома!», добавили мы, и поместили между ними полминутную паузу. Верное решение в такой ситуации.
Я намеренно не упомянул песню Vision - единственную из всех песен, в которой ничего не было изменено. Это мой личный трибьют всему тому чистому и светлому, что держит нас в этой трудной жизни, небесному и вечному как Любовь, доброму и светлому как Мечта. Эта песня была в числе двух самых любимых VdGG/pH песен моего ныне покойного друга Джемми Фогга (Jamie Fogg), который сыграл важную роль в моей жизни, и который, вместе со всеми другими упомянутыми людьми, живет где-то там, глубоко внутри меня, где и зародилась идея создания этого альбома, и где уже формируются и обретают форму песни для моего первого альбома собственных песен. Об этом мы поговорим уже позже, и поговорим обязательно. А пока что вы получаете частичку «чего-то глубоко внутри меня» в форме семидесяти четырех минут «чистой цифры», упакованных в картон и бумагу, и снабженных всей необходимой информацией.
Думаю, сказано слишком много, но это было нужно для того, чтобы завершить тему Трибьюта, начатую два года назад. Все остальное находится там - в записанной музыке. Слушайте. Я же начинаю открывать новую страницу своей музыкальной деятельности: создание песен.
P.S. Альбом создан с одобрения и на основании любезно предоставленного личного разрешения автора всех композиций - Питер Хэммилла, которого я хочу еще раз поблагодарить со страниц своего Журнала.
мечта,
новое,
музыка,
счастье,
hammill,
мой мир,
жизнь,
линия времени,
van der graaf generator