«Февральские иды»
Что же, вот и 70 лет пролетели, как один день.
Большой юбилей, давно превзошедший все политические перипетии последнего века. XX-й, по-хорошему, пора переименовывать в елизаветинскую эпоху. По аналогии с викторианской. Тот рекорд побит, несмотря на казалось бы непреодолимый барьер. Из относительно верифицируемых монархических эпох остался только Людовик XIV и до него всего-то каких-то 2 года и 10 месяцев. Теоретически можно продержаться.
Размах торжеств не уникален. В 2002 году на 50-летие был дан гигантский тур по странам Содружества и многие увидели своего лидера впервые в жизни. Было важно зафиксировать живую связь поколений: от колониализма к неоколониализму и придать ускорения процессам внешней демократизации африканских и латиноамериканских стран.
Точно также, как и этим летом нам предстоит наблюдать Commonwealth Games с портретами самого дорого зрителя. Выпустят тематические марки и, наверняка, как и 20 лет назад, появятся новые банкноты.
С учетом нюансов сегодняшнего момента, а именно поддержки Камиллы со стороны ЕII в ее непростом деле наследования Лэди Ди, следующего юбилея мы не дождемся. Осталось совсем немного формальностей и размен выглядит логичным.
Это была одна из цепочек рассуждений, потенциально ведущая ко второму претенденту - Уильяму. Дальше только несовершеннолетние дети. На это давить не будут.
В связи с юбилеем обострились разговоры о конце belle epoque и завершении репрезентативной монархии в UK. Мол, уйдет такой символ и следующее поколение уже не оценит перемен.
Несмотря на кажущуюся натянутость, в этих рассуждениях есть отголосок реального положения вещей и не эту тему было бы неплохо порассуждать.
Действительно, а что позволило ЕII оставаться в своем положении столько лет? Ведь средний срок правления британского монарха едва достигает 20 лет. Очень многое зависит от природного здоровья и активности, но ведь мы уже обращали внимание на обстоятельства «естественной убыли». Там много слабо объяснимых биографами нюансов.
То и дело мы сталкиваемся с неожиданными ухудшениями самочувствия без видимых хронических заболеваний. Имела место эвтаназия и странные сердечные приступы с обеспечением алиби наследников.
Феодализм - не такая уж сложная штука. В большой Семье всегда образуется группировка доброжелателей, разменивающая одного наследника на другого безо всяких возвышенных экономико-политических оснований. Простой личной неприязни бывает достаточно.
Елизаветинскую эпоху называют самой спокойной в истории страны. Действительно, только что закончилась ВМВ и вплоть до сегодняшнего дня интервенции Виндзоров не рассмотреть без специальных измерительных приборов. На поверхности тех самых океанов, которыми правит Британия, штиль.
В этом и заключается проблема.
Конструкция, ради которой можно было бы конфликтовать внутри правящего дома, также исчезла с горизонта в 1947 году.
Да, на ее месте возникла другая, куда более изощренная, но отказ от Империи привел к отказу от соответствующей модели управления.
Тут проявилась уникальная гибкость Фирмы - всё, что угодно, но не почетная сдача.
Как мы видели, управление Commonwealth породило явление, корректней всего называемое мета-монархией. Разные ветви Семьи отвечают за разные направления развития общей конструкции и являются взаимозаменимыми.
Там на вторых ролях много представителей европейских монархических домов - они абсолютно лояльны, а частью и реставрированы к вящему удовольствию островных протеже.
Если еще Георг V мог претендовать на свою личную корреспонденцию и набор решений, подписанных и заверенных на месте, то с периода 1970-х любая ответственной в модернизированной империи принимается набором голосов, импровизированным советом директоров.
Ясно, что глава совета - важная репрезентативная фигура. Крепление, к которому привязаны все остальные элементы. Однако, уже само разделение в период 2019-2020 гг. ответственности за Содружество между тремя игроками, прошло гораздо спокойнее, чем можно было ожидать.
В подобной ситуации видимый застой может быть даже желателен: никому не хочется брать ответственность за радикальное изменение ситуации, в которой никто раньше не был.
Потому что именно уникальная форма Содружества, прошедшего обкатку в период 1970-1990-х., продолжает преподносить сюрпризы и порождать вопросы.
Например, какую степень автономии можно будет предоставить Канаде, разговоры о прекращении полномочий ответственного министерства которой идут с конца 90-х? Или что делать с Сингапуром, переживающим один за другим кризис управления?
А есть много территорий, не дозревших, но активно развивающихся в направлении этих вопросов.
Поэтому внешнее спокойствие - признак внутренней неуверенности в том, что перемена мест слагаемых не приведет к изменению суммы.
Осторожность в столь непростом деле можно только приветствовать, как и возрастающее от года к году количество печатаемых материалов в рамках Commonwealth studies.
Happy anniversary, EII!
https://telegram.me/mikaprok