«UN уже не тот»
Что делать, если хочется объявить войну одному из государств-членов международных антивоенных объединений?
Тут неизбежно страдает сама логика подобных рассуждений - у «организаций мира» не должно быть легальных инструментов для начала боевых действий, только дипломатические протоколы и регламент ведения межгосударственных переговоров.
Тем не менее, формально всё не столь обнадеживающе.
Решающую роль играют участники интернациональных объединений и их отношения между собой.
Их конфликты, равно открытые или подавленные, ведут к общей стабилизации, а доминация одной из сторон - к развязыванию конфликтов и открытому участию в них.
Возьмем для начала самое крупное объединение любителей мира во всем мире - ООН.
Инициировать горячий конфликт между отдельными членами Совета Безопасности - давняя мечта всех не допущенных к священному огню перманентного членства. Это дало бы возможность пересмотреть действующие правила и включить ротацию состава этого важнейшего органа. Что, в свою очередь, привело бы не только к внешней «демократизации», но и к доминированию определенного контекста на период выборов.
Пока такое не удавалось сделать никому. Хотя попыток было предостаточно.
Первая из них произошла уже в 1950 году, т. е. через 5 лет после основания ООН.
США хотели легализовать свое военное присутствие на корейском полуострове и Дин Ачесон, представитель страны в СовБезе, предложил обратиться к Генеральной Ассамблее за голосованием по противодействию агрессии.
Кроме того, он же озвучил идею о передаче полномочий Генеральной Ассамблее (ГА) в случае немедленных действий, предполагающих 24 часа на реакцию. Кроме того, имеет смысл создать «патруль безопасности», мониторящий все конфликты в мире и (важно) принимающий решения на месте, в случае крайней необходимости.
Первым главой «патруля безопасности» предлагалось сделать Великобританию, а организатором США.
Формально ГА выпустила резолюцию №377, известную как «Uniting for Peace» уже в ноябре.
Если СовБез ООН по каким-то причинам НЕ собирает кворума для предложений по мирному разрешению ситуации, то ответственность на себя должна принять ГА. Дальше ей вырабатываются предложения, которые выносятся на голосование СобБеза или большинства членов ООН.
У ГА появляется специальный орган, Collective Measures
Committee, рекомендующий технические решения СовБезу от лица широкого представительства всех стран-участников.
Тем не менее, у ГА не появляется права (кроме совещательного) инициировать военные действия в отношении одного из членов ООН.
Право вето остается у 5 постоянных голосующих СовБеза. А вот на случай неналожения вето - можно обойти негативное голосование одной из сторон, как отсутствие кворума.
Что и случается 1 февраля 1951 года в отношении резолюции по Корее - первый случай отсылки к «Uniting for Peace».
Если очень хочется, но нельзя, то можно.
В пику этой мере было предложено расширить количество временных членов СовБеза для ослабления позиций ГА. В 1965 году состоялась пока самое большое изменение в работе главного пацифисткого объединения планеты - состав был увеличен с 11 до 15 членов, а большинство голосов теперь определялось на 7, а 9 голосами.
Широкая ротация стран сделала Collective Measures Committee чисто техническим аппендиксом, а не тем самым «патрулем безопасности», как предлагал г-н Ачесон.
Право вето, значение которого сильно выросло, осталось у 5 стран.
Дальнейшие попытки раскачать ситуация одна за другой срывались.
Фактически, противостояние членов СовБеза не давало возможности легализовать военные действия и участие в них одной из сторон. Тем самым рассмотрение вопросов внутренних конфликтов стран-участниц ООН блокировалось на дальних подступах.
Этим принципом невмешательства во внутреннюю политику многие руководствуются до сих. Хотя временной отрезок стабильности закончился в 1989 году, т. е. с изменением позиции одного из постоянных членов СовБеза.
В этом году впервые в истории организации СовБез рассмотрел 4 внутренних конфликта: в Анголе, Эль Сальвадоре, Гватемале и Никарагуа.
Уже в 1993 году количество рассматриваемых резолюций в связи с гражданскими войнами (вооруженными конфликтами) достигло небывалой цифры 69.
Тогда же появился дискурс о центральной роли ООН в разрешении проблемных ситуаций и поддержании мира, как между территориями, так и на государственном уровне. Если это потенциально угрожает соседям. Практически во всех случаях доказать это не сложно.
На первый план вышел комитет по подготовке технических предложений - наследник Collective Measures Committee под эгидой ГА.
Несмотря на временное падение активности в конце 1990-х, к 2006 году гигантское количество резолюций было посвящено разрешению внутренних конфликтов стран-участниц ООН - 1988!
Охвачено было 96% всех регистрируемых конфликтов.
Собственно, вот он основной способ признания войны вне основного контура СовБеза (с правом вето отдельных членов) - перевести вооруженный конфликт на уровень гражданского противостояния, вовлечь в решение вопроса ГА, рассмотреть рекомендации ГА (не так важно с каким результатом) и инициировать рабочую группу по решению проблемы. Дальше основная заинтересованная сторона имеет возможность организовать миротворческую миссию.
Есть, правда, любопытная деталь - никто не отменял индивидуальных договоров безопасности между членами СовБеза и ГА. Они могут быть блокировать или стартовать конфликт.
Продолжение воспоследует...
https://telegram.me/mikaprok