“Золотая туча”
Текущая повестка не дает отвлечься на полюбившиеся исторические параллели. Благо каждую неделю появляется особый повод вспомнить хорошо забытое старое.
Настало время стряхнуть пыль с санкционных списков, благо само ожидание введение ограничений, как правило, полностью искупает актуальные экономические результаты.
В процессе атлантических консультаций, получивших неоднозначное название «перетягивание каната», UK вытянуло из рукава любимый козырь о т. н. «Russian oligarchs».
Они будут наказаны за поддержку непослушного российского эстеблишмента, подразумеваются мистические силовики, действующие, судя по всему, также на свой страх и риск.
На фоне последних событий все уже забыли о существовании такого явления, как самостоятельная воля политико-промышленных группировок. Но нет, оказывается зарегулированный до неприличного состояния слой из нескольких десятков пожилых мужчин служит полноценными, как нам хотят показать, заложником между алчной Харибдой и налоговой Сциллой.
У них все еще есть какие-то абстрактные межконтинентальные активы, они за либерализм и рыночную экономику помогают тиранну закатывать в стальной узел Восточную Европу.
Вот и рискуют поплатиться за свои убеждения. Даже «Убеждения».
Звучит убедительно. Для желтой островной прессы и людей, абсолютно не критически воспринимающих информационное поле.
Что именно происходит с санкциями и почему вся история с «олигархами» всплыла именно сейчас?
Поскольку мы потратили уйму времени в период 2016-2019 гг. на пространные рассуждения о природе санкций, их эффективности и основных бенефициарах, с удовольствием ссылаемся на уже имеющуюся информацию.
Теоретическая часть там богатая и демонстрирует три главных особенности любых мер экономического воздействия одной территории на другую:
- санкции - не политический инструмент влияния, как нам хотят рассказать и показать, а передел коммерческих сфер влияния конкретных рыночных игроков. Уходят одно, приходят другие и под благовидным предлогом
нам рассказывают почему.
Это очень важный момент, ставший прорывным в 2017 году. По сути, существенное влияние национальных концернов США было снижено за счет европейских игроков.
- если упростить до элементарной схемы, то никаких распределенных активов международное право не предусматривает. Исключения есть, но это крупицы унаследованного европейского наследия. Высокий Лондонский Суд и Его Величество британский коммерческий чартер не рассматривает существования собственности вне привязки к собственной территории. То, что зарегистрировано в одном из многочисленных сундучков-карманов Королевства есть его неотъемлемая часть. Иное нужно доказывать.
Тщетные попытки взять хотя бы сдачу с общего стола хорошо видны по делу ныне совершенно забытого «
Б.А.Березовского» aka «Платона Еленина», кстати, образцовому отъему капитала от и до.
Пикантности ситуации придает статистика, фигурировавшая в аналитике FCA (британского финансового регулятора) за период 2009-2014 гг.. Оказывается, большая часть компаний (>64%) регистрируется на территории Королевства и прилежащих оффшоров гражданами, имеющими по 2-3 паспорта. А вот, какой именно из этих документов в конкретном случае прилагается к делу - вопрос детального разбирательства.
- реальные сценарии получения доступа к активам и скрытым возможностям не относятся к территориям, максимально открытым для коммерческой экспансии. К каким, разумеется, принадлежит и РФ. В чем глубокий смысл перекрытия гигансткой дамбы, если она тут же разойдется на тысячи и миллионы ручейков, как это произошло в случае немецкого Mittelstand, работающего через двойных контрагентов?
Санкции тут служат блокированию допуска для основного конкурента к лицам, принимающим решения.
Поэтому экономические меры носят индивидуальный характер. Ограничивают «подписантов», замораживая возможность использования их в контригре.
Основная интрига момента в отношении пост-Brexit ЕС - усвоение энергетических контрактов через изначально европейские, но теперь уже в значительной степени британские финансовые структуры.
Лакмусовая бумажка в отношении РФ (как, впрочем КНР или Нигерии) - распределение активов Gunvor по
ЕАСТ.
Последние газовые инициативы поставили многоточие в длинном диалоге разделения очень крупного европейского рынка между американскими трейдерами и британскими/нидерландскими.
Сейчас речь идет о перспективах на 2-3 триллиона Евро, но, конечно же, это даже не начало разговора. Принципиальная блокировка «в лоб» подобных сделок невозможна. Масса ограничений, в частности, накладываемых на процесс ВТО.
В случае масштабных санкций, рынок должен замедлиться и у Cargill/Koch (условно) появляется преимущество перед Vitol/Glencore.
Поэтому в процессе переговоров нужно «присвоить» нежелательных подписантов, BVI oligarchs, исключая манипуляции. Их счета мягко замораживаются, а потом в нужный момент Высоким Судом также согреваются до функционально приемлемого состояния.
Чем раньше эта карта будет предъявлена, тем легче будет прийти к общему консенсусу.
Туманное название Russian oligarchs распространили, кстати, на счастливо обретенных швейцерско-сингапурских норвежцев и г-на Шредера, судя по тому, чьи компании рассматривают для бойкота.
Патриотизм совсем не так прост :-)
https://telegram.me/mikaprok