"Теллурия", Новая сцена Александринского театра на сцене ЦИМа, режиссёр Марат Гацалов, 09.04.16

Apr 10, 2016 01:21

Конспект на бегу между двумя спектаклями.

Очень филологический по своей сути материал, опознав пару цитат тут же понимаешь, сколь многое другое не замечается.
Спектакль/не спектакль, читка/не читка... Никакого проигрывания, отстранение от читаемого текста, тем большее, чем более личным становится произносимое. Не проживать, только смотреть со стороны и усмехаться.
Единого повествования с конкретными героями тоже нет, просто набор образов, рассказов, диалогов. Тени в зазеркалье, множащиеся и дробящиеся и тем более реальные, чем более далекие.
Тут - схематичные фигуры, ритм голосов, совершенно открытые технические моменты. Там, где-то далеко - другая жизнь. И почему-то намного легче узнать в отражениях соседей или сидящих на другом конце зала знакомых, чем себя самого. Окруженный зеркалами человек словно растворяется и перестает существовать.
А что остается? Голоса без тел, люди без голоса, светящиеся огни, проекции на белый барабан ограничивающий теерриторию спектакля сверху и зеркала.
Знаете, в детстве показывали иллюзию-прототип кино - вращается барабан с нарисованными на внутренней лошадьми в разных позах, через прорезь заглянешь и лошадь скачет. Называется это устройство, вроде бы, зоотроп. Вот и в "Теллурии" зрители и артисты такие лошади.

Финал спектакля - рассыпающаяся испытательная таблица ТВ, электронный шум и отсутствие выхода изнутри.
Даже жалко, что после этого через темноту зал переходит обратно к открытому состоянию, интересно было бы как-то иначе выкрутиться. Лестница наверх, вниз, дыра в белом полотне? Не знаю, что конкретно, но какой-то внезапный вариант. Однако ловушка просто сама открывается и нарисованные человечки разбегаются из банки.

Кентавры, люди с головами животных, похожими на те, что уже в этом сезоне появились в "Идиоте" Диденко.
Большие кубики с изображениями Сталина, из которых складывается то ли помост, то ли трон.
Торт в виде головы Сорокина, которому между делом выедают глаз и начинают выковыривать мозг (а после окончания спектакля и зрители куски отщипывают).
Голос Татьяны нового времени, правительницы или кого-то в этом роле, отдающей себя народу в буквальном смысле этого слова.
Зеленый экран, как место репортажа с карнавала в Кельне (не замечать военных видео за корреспондентом, представлять праздничную толпу в розовых костюмах и детей с головами в виде бутонов)
Бежит по кругу человек и читает длинную молитву, абсурдно сочетающую всё несочетаемое и характерное для государства.
Беседуют за строительством Вавилонской (Вавиленской, сталинской) башни двое немолодых бояр, один из которых ещё помнит ту, старую Москву, хотя и давно не понимает её.
Кентавр-раб со смешным акцентом рассказывает о своей судьбе, катании взрослой девушки и полученом за это старом наркотике.
А так наркотики в том мире новые - гвозди из теллурия, которые вбиваются прямо в голову. Последствия все положенные, вот только ещё и железяка в голове. Но кого это смущает. Конечно, запрещены почти во всех странах, конечно, идут транссибирские поезда с грузом теллурия. Войны прокатились, славянизация прошла, где-то рядом наверняка находится и страна "СВАНа"... А наготове всегда водородная бомбочка.
И далее, далее...
Но все эти слова и события, как бы много их ни было, какие-то неважные, они только первоисточники для множащихся вокруг и в сознании зрителей отражений.
Еще один логичный образ - калейдоскоп. Как перемешаются фрагменты - то и увидите.

Летят новые Икары, вот только ломают они что-то не себе, как упомянутый давний правитель цельной России, а миру.

театральное, гастроли, Золотая маска-2016

Previous post Next post
Up