Почему надо учить каббалу и как относиться к философии

Feb 15, 2007 17:57


                                                                                                                                                                                בס"ד
UPD: везде в тексте вместо "рав Игрис" следует читать "рав Иргас". Благодарность laplandian за указание на мою ошибку.

Из книги   рава Игриса  "Шомер эмуним (акадмон)"

Основной аргумент рава Игриса, почему надо учить каббалу - без этого невозможно выполнять Заповеди в совершенстве. На замечание собеседника - а книга построена как диалог каббалиста, по сути самого рава Игриса, с талмудистом, противником изучения каббалы - что, дескать, я парень простой, куда мне до совершенства, мне б хоть как-нибудь Заповедь выполнить ( как мне это знакомо, за 300 лет они ничего нового не придумали), рав Игрис на конкретном примере показывает, что тот, кто не предпринимает усилий для  выполнения Заповедей в совершенстве, тот вообще их не выполняет (интуитивно это понятно. Заповедь дана нам Вс-вышним, который совершенен, так что  уровень исполнения должен соответствовать постановке задачи). И рав Игрис объясняет это в жесткой форме: ты думаешь, что ты сказал ртом "Шма Исраэль" так уже и Заповедь выполнил? Заповедь не выполняется ртом, но соответсвием мышлния сердца и представления разума, а изо рта это только проявляется, а если в разуме и в сердце работа не делается,  то рот, мягко говоря, лицемерит... И единственным решением, позволяющим выполнить Заповедь в полном объеме, является  учение о сфирот, т.е. каббала.

После этого собеседник надувает губы и говорит: вот Вы, уважаемый, нас, талмудистов, ругаете, а вот философствующих, искажающих Тору, ни словом не упоминули. И действительно, Рав Игрис о любителях соеденить учение Аристо с Торой говорит в гораздо более спокойном тоне. В их книгах, объясняет он, есть много совершенно правильных наблюдений и выводов, но, поскольку они доверяют только тому, что могут пощупать, и ни Тору Моше с Синая, ни откровения пророков, ни заключения святых танаим они не принимают, то взмен всего этого они выдумывают свою "действительность", ничего не имеющую общего с действительностью реальной. И потому запретили мудрецы читать книги философствующих, как евреев, так и гоев, чтобы не запутаться.

Последнее мне просто бальзам на душу. Я не один раз пытался доказать некоторым  замечательным евреям, что учить гойские теории, да еще пытаться соеденить их с Торой, нельзя. Раньше я делал это "голыми руками", теперь у меня есть "оружие" - возможность сослаться на совершенно кошерного рава. Его даже "хареди" назвать нельзя,  он жил в то время, когда такого понятия - в нашем сегодняшнем понимании - не существовало, для своего времени рав Игрис был вполне "дати леуми" :-)
Previous post Next post
Up