Знакомтесь: рав Йосеф Игрис

Feb 14, 2007 19:17


                                                                                                                                                                                בס"ד

UPD: везде в тексте вместо "рав Игрис" следует читать "рав Иргас". Благодарность laplandian за указание на мою ошибку.

Рав Йосеф Игрис жил  в конце 17 - начале 18 века в итальянском городе Ливорно.  Его отец был талмид хахам, а дед по матери - известный по тем временам каббалист. Маленького Йосефа, понятное дело, никто каббале не учил, так что рос он "обычным" гаоном в Торе открытой - например, свою первую книгу он издал в восемнадцать лет. Лет в двадцать пять - точно не написано, но задолго да сорока - он начал читать книги по каббале - и ничего не понял. Тогда поехал он в соседний город Реджио к крупнейшему по тем временам каббалисту раву Биньямину Коэну.  По  дошедшим до нас свидетельствам, общались они красиво - сразу по приезде молодого гостя, старший его товарищ завел того в бейт-мидраш и они не выходили оттуда в течении недели. Через неделю рав Игрис вышел, пожал руку учителю и уехал к себе в Ливорно - уже каббалистом.

Вот так он жил -поживал, был крупнейшим даяном и посеком в открытой Торе и учил  и пропагандировал каббалу - к сорока годам он уже ничего кроме нее не учил. Рав Игрис был одним из главных бойцов в войне против постсаббатианства, конкретно против Нехамии Хиюна. И в тот момент, когда он победил своего противника и тот вынужден был бежать из всех мест, где обитали евреи в неизвестность, рава Игриса разбил паралич и он умер в возрасте сорока пяти лет.

Одна из написанных им книг, изданная через пять лет после его смерти, называется "Шомер эмуним (акадмон)". Именно ее я и учу. Эта книга является в некотором смысле "введением в каббалу". Она постороена как диалог каббалиста с "талмудистом" - представителем той группы еврееев, которая по разным причинам не учила каббалу (и до сих пор не учит, и рава Игриса не читает :-(  ). Шаг за шагом рав Игрис отбрасывает все опасения собеседника, объясняет что такое каббала и зачем она нужна, дает базовые определения и очерчивает границы, в которых должно проходить изучение каббалы. Эта книга одинаково хорошо принята как литваками-миснагдим, так и хасидами - последними, правда с маленьким ограничением, поскольку рав Игрис в одном вопросе расходится с БЕШТом, и, следовательно, с хасидутом. Мне, учащему каббалу в общем-то в рамках хасидута, книга напоминает хорошо знакомое и выученное. Тем не менее, как это часто бывает, источник намного ярче и богаче того, что что я учил через "вторые - третьи руки". Бли недер, я собираюсь публиковать у себя в ЖЖ некоторые идеи, почерпнутые в этой книге.

Для тех, кто захочет познакомиться с книгой  - перевода на русский нет. И еще - маловероятно, чтобы ее смогла учить какая-нибудь женщина - книга написана специфично. Врядли рав Игрис мог предположить, что придет время, и каббалу начнут учить женщины.
Previous post Next post
Up