Будущий дом велик и прекрасен. Тысяча каменщиков будут строить. Чертежи-планы из Москвы и из Петербурга. И будет дом-дворец. И во дворце сто комнат. И зал в два света. И лестница - мрамор, какого нет нигде. И будет тот дворец стоить ровно миллион…Пусть весь город ахнет. Пусть со всей Волги полюбоваться съезжаются. Где стоять дворцу тому? Не в улице же узкой, где дома по обе стороны. А на набережной на верхней…
Так написал И.С. Рукавишников в романе «Проклятый род» о мечте своего отца.
Рукавишниковы - одна из тех громких фамилий, с которыми Нижний Новгород связан исторически: купцы, заводчики, банкиры Рукавишниковы в XIX веке были известны по всей России.
Родоначальник династии Григорий Михайлович Рукавишников не родился предпринимателем. Он был обычным кузнецом посёлка Красная Рамень Макарьевского уезда Нижегородской губернии. Предпринимательская жилка проявилась у него позднее: перебравшись в 1817 году вслед за Макарьевской ярмаркой в Нижний Новгород, он купил несколько лавок и начал довольно бойко торговать железом. Дело шло хорошо - количество лавок росло, капитал множился, и довольно скоро Григорий Михайлович основал собственный железоделательный завод. В 1836 году за свою деятельность он был даже награжден медалью от департамента мануфактур и внутренней торговли.
На детях Григория Рукавишникова природа тоже не отдыхала. При его сыне Михаиле Григорьевиче дело достигло своего высшего расцвета. Михаил унаследовал от отца острый смекалистый ум и бесконечное трудолюбие. Он не выносил безалаберности, лени, держал в сильных руках не только тех, кто на него работал, но и себя самого. Под конец жизни за свой характер Михаил Григорьевич получил прозвище Железный старик.
Приняв от отца дело, Михаил Рукавишников сумел так его поставить, что очень скоро стал монопольным поставщиком железа в Нижегородской губернии. Его деловая репутация была настолько непоколебима, что владельцы уральских горных заводов - князья Голицыны, Строгановы, Абамелек-Лазаревы - предпочитали иметь контакты только с фирмой Рукавишникова. Состояние фамилии росло как на дрожжах. Михаил Григорьевич открыл крупные лавки-склады в Нижнем Новгороде, большой конный завод в Подвязье на Оке, а также сталелитейный завод в Канавине, производивший едва ли не лучшую сталь в России: продукция Канавинского сталелитейного завода поставлялась как во многие русские губернии, так и за границу. Побывавший на заводе высокий столичный чин со знанием дела заявил: «Я имел случай убедиться, что стальная фабрика господина Рукавишникова опередила многие другие». В течение всей жизни Михаил Рукавишников совершенствовал производство, перенимая лучший опыт у своих же конкурентов. Почётный гражданин Нижнего Новгорода, мануфактур-советник, член губернского попечительского о тюрьмах комитета, первой гильдии купец Рукавишников был одним из самых влиятельных лиц в городе.
Говорят, гены не спрячешь. Напомню, основатель купеческого рода Григорий Рукавишников изначально был кузнецом и, вероятно, кузнецом не бесталанным: наклонности к прекрасному проявились уже в ближайших его потомках. Его внук, сын Железного старика, Митрофан Михайлович был знатоком и собирателем предметов искусства. Многие картины из его частной коллекции («Ковер-самолет» Васнецова, «Дама под зонтиком» Крамского) и сегодня украшают залы Нижегородского художественного музея. Брат Митрофана, Сергей Михайлович Рукавишников оставил память по себе строительством великолепных зданий, которые и сегодня являются украшением Нижнего Новгорода, в том числе усадьба Рукавишниковых на Верхневолжской набережной.
Глава купеческого рода Михаил Рукавишников в 1840 году купил у купца Серпиона Везломцева двухэтажный дом на Откосе. Его сын Сергей унаследовав дом, решил превратить его во дворец. Он решил превратить скромный по меркам миллионера двухэтажный дом в роскошную усадьбу в стиле итальянского палаццо. Архитекторы и художники помогли купцу осуществить его задумку. К зданию достроили третий этаж, крылья фасада, парадную лестницу из мрамора.
Строительством заведовал приглашенный из Москвы архитектор Петр Бойков, скульптуры выполнил знаменитый художник Михаил Микешин. В усадьбе первой в городе появилось электричество, работал лифт.
Кстати, старый двухэтажный дом Сергей Рукавишников спрятал в своей царственной усадьбе во время постройки. Это одна из тайн дома, которую обязательно нужно знать. Есть много версий такого решения хозяина. Первая - Рукавишниковы были расчётливыми, и им экономически более выгодно было сохранить старый дом, надстроив вокруг него новый. Вторая более интересна - владелец усадьбы поддался на уговоры матери, которая пожелала, чтоб старый дом был сохранён. А в своем романе Иван Рукавишников подробно рассказывает историю тётушки, которая категорически отказывалась покидать дом. Тогда купец выкупил у неё часть земли и построил новый дом, сохранив целыми и невредимыми тёткины комнатки с низкими потолками.
С внешней стороны здание украшено лепниной, атланты поддерживают балкон, горельефные фигуры кариатид занимают оконные простенки.
После завершения строительства дом оценивался в 15000 рублей. С владельца в городскую казну ежегодно брался налог 1933 рубля - самая значительная в Нижнем Новгороде сумма.
Первое, что видишь попадая в это здание - это широкая парадная лестница с огромными зеркалами и росписями.
Фотографировать разрешили только в трёх местах. Это сиреневая гостиная.
Выглядит шикарно. Кстати, в доме проживала семья из восьми человек. Хорошо быть миллионером!
И наконец - бальный зал. С хорошей акустикой, огромнейшим зеркалом и местом для оркестра.
И всё это было для шика. Не будем забывать, что Рукавишниковы - старообрядцы, для которых на первом месте - семья. Жили они на третьем этаже, где были простые обои, добротная мебель. Почти весь третий этаж был отдан детям, которых в семье было много. Да и сам хозяин дома редко пользовался помпезным кабинетом на первом этаже. Миллионера-старообрядца легко можно было узнать по добротному, но скромному костюму тёмных тонов, отсутствию дорогих украшений. Он отличался умеренностью в употреблении пищи и часто избегал шумных светских увеселений. Вот на что старовер денег не жалел - это на совершенствование своего бизнеса - научные разработки и инновации, и, конечно, на благие дела.