Заметили как много новых необычных скульптур появилось в последние годы на улицах наших городов? Они привлекают внимание и жителей, и туристов. И красиво, и сфоткаться на память можно. Я-то уж точно мимо не пройду. Ну нравятся мне такие вещи!
Не исключение, в этом смысле, и Нижний Новгород. Самые оригинальные скульптуры находятся на Большой Покровской и Рождественской улицах. И в большинстве своём посвящены они жителям конца XIX века.
Мальчик с бубликами. Многие купцы начинали свою карьеру с торговли вразнос.
Ешь баранки, жуй ватрушки,
А еще попробуй плюшки!
Кстати, скульптура была подарена городу сотрудниками акционерного общества "Каравай".
Памятник половому. Половыми в России называли трактирных слуг. Половые, как правило, были одеты в «русском» стиле: обычно они носили белые штаны и такую же рубаху навыпуск, подпоясанную шнуром с кистями. За пояс часто был заткнут бумажник для расчётов. Основной обязанностью полового было обслуживание клиентов за столами: они принимали заказы посетителей, подавали блюда, производили расчёт. В трактирах с гостиницами половые также обслуживали номера, подносили вещи, встречали гостей и показывали им номер, сопровождали проживающих, освещая лестницу в темное время, а также выполняли некоторые регистрационные функции. Обучение профессии происходило с детских лет: вначале мальчики прислуживали на кухне, обучаясь при этом разбираться в ассортименте кушаний, затем несколько лет состояли в подручных, убирая со стола посуду, учась принимать заказы, и лишь после этого допускались к самостоятельной работе.
Чистильщик обуви в то время являлась очень востребованной профессией. Сидящий человек в фартуке, с чёрными щётками в руках и с деревянной коробкой впереди чаще всего встречал на входе посетителей ресторанов и гостиниц и старательно, до блеска начищал обувь господ.
Фотограф с треногой и позирующей ему собачкой. Несмотря на относительно недавнее появление фотографии, в конце XIX века уже получили распространение уличные фотографы. Тогда создание снимка было достаточно сложным делом и требовало высокого профессионализма. Неподалёку от этой статуи расположен музей фотографии.
Почтальон, но не Печкин. Рядом находится главный почтамт. Удивляюсь, но в нашем городе почтальоны именно с велосипедом. В нашенское время. Ну ничё в России не меняется веками!
Памятник гувернантке с мальчиком. Гувернантка - это нанятая воспитательница, но не для младенцев, а для детей более старшего возраста. В отличие от няни, она их воспитывает и занимается с ними определёнными учебными предметами, прежде всего иностранным языком. В 1834 году было издано Положение о домашних наставниках и учителях, согласно которому они должны были быть непременно христианами и российскими подданными. Обязательным стало «Удостоверение о нравственных качествах», выдававшееся учебным заведением, где гувернантка получила образование, а также отзыв с места её жительства. Гувернёры и, особенно, гувернантки, были обычным явлением в Российской империи вплоть до 1917 года.
Памятник моднице. Молодая девушка, одетая в современное для того времени платье и головной убор, стоит перед большим зеркалом, которое, кстати, является настоящим.
Скульптура "Дворецкий - на чашечку кофе загляни". На ней запечатлён колоритный мужчина с эффектной бородой и пышной шевелюрой, одетый в опрятный сюртук. Правой рукой он зазывает войти в ресторан и выпить чашечку вкусного крепкого кофе. Мужчина предстаёт перед нами в лёгком поклоне, элегантно заведя левую руку за спину.
Юный скрипач. Почему-то сразу вспомнился "Слепой музыкант" Короленко.
А встречает всех величественный Городовой, одетый по форме того времени, с шашкой и пистолетом. Он круглосуточно следит за общественным порядком на улице.
Может я кого-то и прозевала, но и увиденного хватает, чтобы представить жителей XIX века. А вот ещё несколько необычных скульптур...
Прежде всего - это памятник Анненковым. Участник движения декабристов Иван Александрович Анненков принял деятельное участие в жизни города, где после 30 лет ссылки в Сибирь, ему и его жене Полине Гёбль позволено было поселиться. Супружеская пара Анненковых стала символом верности и любви - ведь история встречи и нелёгкого вынужденного путешествия француженки-модистки, дочери офицера армии Наполеона, вслед за осужденным декабристом известна многим по фильму "Звезда пленительного счастья".
Памятник соляной афере. Расположение памятника не случайно: именно здесь в XIX веке располагалась соляная контора и произошла история, неприятно прославившая Нижний Новгород.
Дело было так. В 1864 году после паводка соляные склады по берегу Оки оказались пустыми. Но выяснилось, что они опустели еще до паводка - начальник соляной конторы дворянин Вердеревский исхитрился украсть и продать 1,5 тонны из государственных запасов соли, а недостачу списал на наводнение. Подельниками выступили пристав соляных запасов Терской, купцы Блиновы и Бугровы. Как потом выяснилось, казне эта махинация обошлась в 787 тысяч рублей и 1,5 копейки серебром - огромная по тем временам сумма. В то время в городе гостил известный писатель Крестовский - он описал всю "соляную аферу" в своей книге и "прославил" нижегородских казнокрадов на всю страну. Местные чиновники тогда очень возмущались - "мы писателя приняли, кормили, поили, а он взял и всем нам напакостил". Замять дело не удалось и в 1869 году суд вынес приговор: Вердеревского с Терским подвергли "гражданской казни", лишили всех прав и сослали на поселение в Сибирь. На них же было возложено возмещение убытков. А вот купцы смогли откупиться. Тем не менее один из участников скандала - сын купца Блинова - всё-таки понёс наказание. По легенде, отец подарил сыну-казнокраду пару чугунных галош и напутствовал: "носи один раз в год и помни о нашей чести".
Весёлая коза является символом всероссийского фестиваля театральных капустников, который проходит в Нижнем Новгороде начиная с 1993 года. Коза тоже имеет свою историю, которая начинается ещё в 1781 году, когда городу был присвоен герб с изображением оленя. Однако губернская власть в результате отделения от городской создала свой герб, на котором олень был изображён с закинутыми назад рогами и приподнятой ногой, чем вызывал у жителей насмешки и напоминал им именно танцующую козу.
Композиция "Охота на голубей". Две кошки запечатлены в момент охоты на трёх голубей. И сюжет на этом не заканчивается - за происходящими событиями внимательно наблюдает воробей, сидящий на карнизе.
Памятник первой водоразборной колонке.
Мой любимый актёр Евгений Евстигнеев, уроженец Нижнего Новгорода.
Скульптура "Стабильность и благополучие" выполнена в виде кошелька, так как во время строительства здания одного из нижегородских банков в котловане был найден кошелёк с монетами. Скульптуру установили рядом с этим банком и Нижегородским домом бракосочетания. Если потереть замочек на этом кошельке, вас ждёт счастливая семейная жизнь и материальное благополучие.
Скульптура читателю газеты "Из рук в руки". Скульптура выглядит очень натурально - на лавочке удобно устроилась интересная личность - мужчина в длинном плаще и в шляпе с интересом изучает газету. Каменный читатель одной рукой держит газету, его же другая рука отведена в сторону. Если подойти к читателю поближе и заглянуть в его газету - то можно собственными глазами прочитать, что мужчина читает газету «Из рук в руки». На каменной скамейке рядом с каменным мужчиной находится табличка с надписью “Читателю газеты из рук в руки”.
Эта скульптура была установлена в честь пятнадцатилетнего юбилея нижегородской газеты «Из рук в руки».
Памятник Ложке вкуса появился по инициативе масложирового комбината. Однако место для установки выбрали неожиданное - ложка красуется в сквере при филологическом факультете университета им. Н. И. Лобачевского. Создавали памятник высотой в три метра и весом без малого в три тонны не только архитекторы и городские кузнецы, но и простые посетители нижегородской ярмарки. Они помещали собственные ложки в специальные цилиндры и за это получали сертификаты, свидетельствовавшие о их участии в строительстве памятника. На постаменте гордо возвышается ложка с зелёной оливкой. Впоследствии памятник преобразили - ложки были заменены различными кухонными приборами: ножами, вилками, шумовками. Так что памятник стал олицетворять многочисленность и разнообразие людских предпочтений и вкусов.