Средние танки Т-34-85 глазами советских танковых командиров

Mar 06, 2020 01:46



Весной 1944 года на вооружение советских танковых войск поступила новая модификация знаменитого среднего танка Т-34, созданная с учетом боевого опыта, полученного в 1943 году, и под мощным впечатлением от последних достижений германских конструкторов бронетанковой техники. Основным отличием Т-34-85 от предыдущих версий стала новая трехместная башня с усиленным бронированием, в которой размещалась длинноствольная пушка калибром 85 мм.Эти изменения в конструкции должны были повысить возможности "тридцатьчетверок" в борьбе с неприятельскими танками, особенно "Пантерами" и "Тиграми". А добавление в состав экипажа наводчика позволяло командиру машины полностью сосредоточиться на наблюдении за полем боя и руководстве действиями подчиненных. В послевоенной советской литературе Т-34-85 однозначно позиционировался, как лучший танк периода Второй мировой войны, превосходивший любые зарубежные образцы. Разумеется, это не соответствовало истине, хотя проведенная модернизация действительно дала "тридцатьчетверке" возможность удержать статус одной из самых грозных и удачных бронированных машин в своем классе.

Практически полностью сохранив скоростные и маневренные свойства предшественника, Т-34-85 получил значительный прирост огневой мощи, что являлось самым главным плюсом, очень актуальным в танковых баталиях завершающего периода войны. Так, в отчете командира 63-й гвардейской танковой бригады полковника Михаила Фомичева "О проведении боевых стрельб 2-м танковым батальоном 63 Гв.ТЧБр. из танков Т-34 и Т-34-85 по танку Т-6 "Тигр" от 16 июня 1944 года указывалось следующее:

"Пробивная способность танка Т-34-85 - на дистанции 1000 - 1300 метров пробивает бортовую броню, а если не сквозные, так экипаж "Тигра" также выходит из строя вследствие поражения осколками собственной брони и выходят из строя механизмы танка и прицельные приспособления...
Из танков Т-34 с 76-мм пушкой ЗИС-5 танк Т-6 "Тигр" пробивается с дистанции 400 метров при стрельбе в борт танка, а с дистанции более 400 метров - только вмятины, от которых экипаж танка зачастую выходит из строя."

Таким образом, хотя германские танки и сохранили преимущество, особенно в боях на дальних дистанциях, разница в мощности вооружения уже не была настолько значительной, как прежде. Однако результат проведенной модернизации все еще не в полной мере устраивал советских танкистов. В своих отчетах они указывали на ряд недостатков, выявленных в процессе фронтовой эксплуатации Т-34-85 (часть этих минусов была обусловлена не столько недоработками конструкторов, сколько низкой культурой производства на советских предприятиях военной промышленности), и высказывали предложения по дальнейшему совершенствованию "тридцатьчетверок". Так, начальник штаба 68-го гвардейского танкового полка Степан Бибин в составленном вскоре после окончания войны докладе "Предложение по вопросу улучшения тактико-технических свойств танка Т-34-85" отметил:

"1. Броня башни имеет малую вязкость, вследствие чего от попадания снаряда или "болванки" дает большое количество расщеплений внутри своей поверхности и осколками поражает экипаж.
Необходимо иметь качество брони более вязкое, хотя бы даже за счет снижения толщины.

2. Командирский люк неудобен, необходимо его сделать по типу Т-44 с открытием его под углом до 45 градусов.

3. Люк механика-водителя существующей конструкции необходимо заменить на конструкцию люка Т-44, что устранит случаи заклинивания люка и облегчит открытие его в нужный момент.

4. Ходовая часть в процессе эксплуатации танка в бою оказалась слабой и служила не раз причиной преждевременного выхода танка из строя.
Необходимо усилить элементы ходовой части и в первую очередь пальцев, или за счет увеличения диаметра, или качества материала для них, соответственно и усилить проушины траков.

5. Существующая артиллерийская система ЗИС С-53 за последнее время стала недостаточной в борьбе против бронированных объектов противника.
Следует поставить пушку калибром 100 мм, что увеличит мощь огня и пробивную способность.

6. При входе танковых частей и соединений в прорыв полки часто отрываются от вышестоящих штабов - до 100 километров и больше. Существующие рации 9-РС не могут служить средством связи частей. Необходимо на танках командования устанавливать станции РСБ или другие большей мощности, что обеспечит надежную связь "штаб полка - штаб бригады".

Еще больше подробностей относительно выявленных особенностей Т-34-85 можно встретить в посвященном тем же самым вопросам отчете от 18 июня 1945 года за авторством начальника штаба 60-й гвардейской танковой бригады подполковника Ивана Могильченко:

"- По 85-мм пушке:

а) Потеря жидкости в накатнике.
На один конец штока накатника навинчен корпус поршня. Практика показывает, что часто утечка жидкости из накатника происходит за счет просачивания ее по резьбе, соединяющей шток с корпусом поршня.

б) Частые отказы электроспуска.
Электроспуск в работе часто отказывает вследствие пригорания контактов, что требует частой очистки их. Также часто контакты приходится подгибать ввиду изготовления их из некачественного материала.

в) Заклинивание подъемного механизма.
При движении танка с незастопоренной пушкой, от сотрясений пушки скручивается валик цилиндрической шестерни, вследствие чего оси цилиндрической шестерни и сектора не совмещаются и зуб цилиндрической шестерни находит на зуб сектора, происходит заклинивание подъемного механизма.

- По пулемету ДТ:

а) У лобового пулемета малое поле наблюдения.

б) Быстрая осадка возвратно-боевой пружины и пружины магазина.

- По прицелу:

а) Малое поле зрения и недостаточная чистота оптики.

б) В прицеле настолько толсты нити и штрихи делений, что закрывают малую цель.

в) Недостаточный доступ к объективу прицела для чистки его ввиду его глубокой посадки в броне.

- Количество и вид вооружения танка Т-34-85 не требует изменений.

- В бою экипажу приходится вести наблюдение из полуоткрытых люков вследствие того, что перископы быстро запыляются и даже частая смена и протирка их не дает нужного эффекта, тем более что в бою на это нет времени, да и не всегда можно проделать это.

- Боевая скорострельность из танка Т-34-85 составляет 1 - 2 прицельных выстрела в минуту.

- Предложения по улучшению условий работы экипажа:

а) Кассеты в отделении управления для дисков к пулеметам необходимо перенести с правого борта, так как они мешают пользованию десантным люком и при натяжении гусеницы.

б) Лобовой пулемет стрелка-радиста необходимо перенести больше к правому борту, так как при стрельбе стрелку-радисту для правильного упора пулемета в плечо приходится склоняться настолько влево, что он мешает механику-водителю в управлении танком (в настоящем положении пулемета при стрельбе стрелку-радисту приходится пулемет упирать не в плечо, а в грудь).

в) Для наблюдения в стороны механику-водителю необходимо иметь перископы.

г) Желательно иметь в ротном наборе запасных частей запасные прицелы, так как в бою с выходом из строя прицела и при отсутствии запасного танк делается небоеспособным."

Наконец, немалый интерес представляет написанный командиром 69-го механизированного полка полковником Иваном Вагановым отчет "О боевом применении танкового оружия Т-34-85 в Отечественной войне 1941 - 1945 года", тем более что автор обнаруживает хорошее знакомство не только с отечественной и неприятельской техникой, но и бронированными машинами американского производства:

"1. Замечания о конструктивных недостатках:

а) Прицел ТШ-15 в боевой обстановке - частое нарушение нулевых линий, после выстрела получается сильное затуманивание объектива, что сильно мешает наблюдению за разрывами или поражением целей и следующему прицеливанию.

б) При наводке в цель желтой окраски цель из поля зрения выходит и становится невидимой. Желательно иметь на танках Т-34-85 прицел бинокулярного типа с большой силой света.

в) Перископ командира орудия МК-4 расположен далеко от окулярной части прицела, что затрудняет командиру орудия наблюдение. Желательно перископ МК-4 перенести ближе к окуляру прицела.

г) К стволу спаренного пулемета ДТ необходимо сделать длинный надульник (при стрельбе сильно глушит и дает рикошеты, выводя при этом из строя лиц экипажа). Шаровую установку нужно сделать так, чтобы можно было разобрать пулемет, не вынимая его из гнезда.

2. Характерные отказы при стрельбе:

а) Пушка - быстрый перегрев ствола (после 20 - 25 выстрелов).

б) Пулемет ДТ - быстрый перегрев ствола (после 2 - 3 магазина). Часто отказывает в работе магазин (осадка пружины).

3. На танке Т-34-85 желательно иметь зенитный пулемет, установив его сверху башни.

4. Боекомплект на танке необходим в количестве 70 выстрелов по следующему расчету:

Подкалиберных снарядов - 5
Бронебойных снарядов - 20
Осколочно-фугасных - 35
Шрапнельных снарядов - 10

Выстрелы из ниши башни и с правой стороны башни необходимо удалить, увеличив при этом боеукладку. Боеукладку нужно сделать по принципу боеукладки американского танка марки М4А2.

5. На вооружении личного состава экипажа лучше иметь пистолеты ТТ, так как это упростит обеспеченность патронами, и как правило, личное оружие экипажа нужно не в танке, а за пределами танка.

6. Ввиду большой ограниченности наблюдения по приборам наблюдение больше всего производилось через открытые люки башни, как во время атаки, так и в обороне...

14. Стрельба в ночных условиях велась, но положительных результатов достигнуто не было. В тумане и задымлении прицел имеет большое ограничение видимости, в результате чего стрельба была малоэффективной. Через головы и в промежутки своих войск стрельба не производилась.

15. Огонь непрямой наводкой (с закрытых и полузакрытых позиций) не применялся...

17. Имелся случай стрельбы на 3 километра, но результаты были неэффективные.

18. Наиболее действительным способом стрельбы из танка, чаще всего применяемым и оправдавшим себя в боях, является стрельба с места (короткие остановки)...

20. РАЗМЕЩЕНИЕ БОЕКОМПЛЕКТА, ОБОРУДОВАНИЕ БАШНИ, СРЕДСТВА НАБЛЮДЕНИЯ, СРЕДСТВА СВЯЗИ ЖЕЛАТЕЛЬНО ИМЕТЬ ПО ТИПУ АМЕРИКАНСКОГО ТАНКА М4А2 (так выделено в оригинале).
Электромотор поворота башни необходимо сделать по такому же принципу, как у танка М4А2.
Командирскую башенку танка Т-34-85 необходимо переконструировать и желательно сделать по принципу командирской башенки немецкого танка Т-4.
Сиденье командира танка и командира орудия нужно сделать так, чтобы оно могло подниматься и опускаться в зависимости от роста человека.
Усилить мощность вентиляторов башни, так как имеющиеся вентиляторы недостаточно удаляют газы, получающиеся во время стрельбы с закрытыми люками."

Вторая мировая война, исторические документы, история техники

Previous post Next post
Up