К концу лета 1943 года ситуация на советско-германском фронте окончательно изменилась в пользу Красной армии. Утратив инициативу, германские войска вынуждены были отказаться от масштабных наступательных операций и перейти к преимущественно оборонительным действиям. Точно так же изменялась и картина воздушной войны - в первую очередь по причине явной тенденции к перераспределению сил Люфтваффе в пользу Западной Европы и Средиземноморья. Но даже в таком ослабленном виде авиация Германии и ее союзников сохраняла способность к борьбе за господство в воздухе на Восточном фронте и оставалась чрезвычайно опасным противником для "Сталинских соколов".
Тяжесть этого противостояния нашла широкое отражение во множестве источников, в том числе и в документах 9-й гвардейской истребительной авиадивизии - одного из лучших соединений советских военно-воздушных сил, в состав которого в августе 1943 года входили 16-й, 100-й, а затем и 104-й гвардейские истребительные авиаполки, вооруженные самолетами американского производства "Аэрокобра". Среди личного состава упомянутых полков числилось немало известнейших асов, в том числе Александр Покрышкин, Григорий Речкалов, Дмитрий Глинка, Борис Глинка, Александр Клубов, Владимир Семенишин и другие. На протяжении рассматриваемого периода дивизия активно участвовала в боевых действиях в полосе Южного и Юго-Западного фронтов в составе сил 8-й и 17-й воздушных армий. В частности, ее летчики боролись за господство в воздухе во время проведения Донбасской наступательной операции. Их основными противниками тогда были германские авиаторы из 1-й и 3-й групп истребительной эскадры JG 52, а также пилоты румынской 7-й истребительной авиагруппы.
Проблема заключалась не только в том, что германские и румынские летчики-истребители придерживались более совершенной тактики ведения боя, лучше координировали свои действия и умели при необходимости быстро наращивать силы на угрожаемом участке воздушного пространства благодаря хорошо налаженной связи. Не менее важную роль играло качественное превосходство их техники, представленной самолетами "Мессершмитт" Bf-109G. Хотя советская конструкторская мысль тоже не стояла на месте и к августу 1943-го ситуация для ВВС РККА была уже не столь тяжелой, как годом ранее, все равно по ряду важнейших параметров, таких, как скорость, высотность, разгонные и пикирующие характеристики, германские истребители оставались впереди. Как следствие - в большинстве боевых эпизодов немецкие и румынские авиаторы владели инициативой, получали важные тактические преимущества еще до того, как делался первый выстрел, а в случае неблагоприятного развития событий имели хорошие шансы выйти из схватки и легко оторваться от преследования. В отчете о боевой работе 9-й Гв ИАД за август 1943 года, составленном начальником штаба дивизии подполковником Борисом Абрамовичем и начальником оперативно-разведывательного отделения штаба дивизии подполковником Александром Кулешовым, действия пилотов "Мессершмиттов" характеризуются следующим образом:
"Истребители противника действуют исключительно парой, даже и в том случае, когда в одном бою участвуют 10 - 12 Ме-109. Всегда основой боя остается пара, и редко когда она сводится в четверки или шестерки. Бывает, что лучшие летчики противника ведут бой в одиночку безо всякого прикрытия хвоста.
В тактике боя истребительной авиации противника необходимо отметить:
1. Умелое использование облачности с целью маскировки для нанесения внезапного удара по замыкающим наших патрулирующих групп.
2. Полеты на максимальных скоростях по прямой без свойственных нашим истребителям разворотов и зигзагов. Сохранение преимущества в высоте и борьба за высоту (замечено, если Ме-109 в бою потерял высоту, он немедленно уходит из района боя).
3. Ме-109 стремятся вести бой накоротке, не сбиваясь в кучу, сохраняя запас скорости для атаки и свободного маневра при выходе из нее. "Мессершмитты" ведут стрельбу длинными очередями с дистанции 400 - 100 метров, не беспокоясь о том, что их могут атаковать сзади.
Расчистка воздуха от наших истребителей
Расчистка воздуха перед приходом бомбардировщиков у противника осуществляется 2 - 4 парами Ме-109, в зависимости от количества наших патрулирующих истребителей.
Примерно за 10 - 15 минут до прихода бомбардировщиков незаметно появляются одна за другой пары Ме-109, которые ходят эшелонированно на высотах 2 - 4 тысячи метров и прочесывают воздух с целью вылавливания и сковывания боем патрулирующих истребителей. Подойдя к линии фронта, Ме-109 на большой скорости за счет снижения заходят вглубь нашей территории на 10 - 15 километров, после чего с крутым разворотом возвращаются на свою территорию. Над своими войсками пара Ме-109 вновь набирала высоту и повторяла тот же маневр. Маршрут пары укладывался в замкнутый треугольник. Выгодность этого приема заключается в том, что истребители противника имеют в нужный момент большой запас скорости, и, действуя малыми силами, не могут быть неожиданно атакованными сверху или снизу нашими истребителями, так как большая скорость намного удлиняет время догона и позволяет патрулирующей паре выполнять задачи, не затрудняя себя частыми просмотрами задней полусферы.
Перед приходом бомбардировщиков число истребителей противника постепенно наращивается и доходит до 10 - 12 самолетов. В случае превосходящего количества наших истребителей, пары Ме-109 пытались связать их боем и отвлечь от бомбардировщиков. Во время боя обычно одна пара Ме-109 в бой не вступает, ходит выше на высоте около 4000 метров. По-видимому, ведущий этой пары является командиром группы и по радио руководит боем.
После ухода бомбардировщиков противника, часть истребителей Ме-109, выполняющих задачи сопровождения и расчистки воздуха, остается для связывания боем и отсечения наших истребителей, могущих преследовать бомбардировщиков после ухода их от цели."
При этом авторы отчета совершенно справедливо отмечали, что в текущих реалиях воздушной войны ни советские, ни германские и румынские истребители не имели возможности эффективно противодействовать налетам неприятельской бомбардировочной и штурмовой авиации, предотвращая удары, наносимые ею по наземным войскам и другим объектам на линии фронта и в прифронтовой зоне. Основной причиной тому было в первую очередь отсутствие технических средств дальнего обнаружения воздушного противника, что самым критическим образом отражалось на работе служб оповещения:
"На прикрытие наземных войск ударных армий и подвижных частей дивизией произведено 1454 самолето-вылета, что позволяет на основании боевого опыта за истекший месяц сделать следующие выводы:
Прикрытие войск от ударов бомбардировочной и штурмовой авиации противника требует большого расхода средств, затрата которых не оправдывается получаемым эффектом. Теперь уже ясно, что полностью в течение дня воспретить бомбардировку боевых порядков наступающих войск истребительная авиация не в состоянии. Краткость времени пребывания бомбардировщиков над целью и над нашей территорией, невозможность держать большие наряды истребителей в воздухе и отсутствие хорошей сети ближних аэродромов не позволяют нашим истребителям своевременно упредить удар бомбардировщиков. То же самое наблюдается и со стороны противника.
За период наступления на Донецко-Амвросиевка, Долгонькая, Голая Долина и на Таганрог не отмечено ни одного случая, чтобы истребители, прикрывающие фашистские войска, помешали нашему массированному налету на прикрываемый объект. Это говорит за то, что вопрос тактики способов прикрытия войск и недопущения авиации противника в прикрываемый район требует тщательного изучения и особого внимания.
Патрулирующая группа из 4 - 10 истребителей помешать массированному налету 60 - 100 бомбардировщиков под прикрытием 12 - 20 истребителей при всех благоприятных обстоятельствах не может. Единственное средство не допустить удара по прикрываемому объекту заключается в том, чтобы к моменту подхода бомбардировщиков иметь в воздухе 4 - 6 групп истребителей составом по 6 - 8 самолетов каждая. Такой наряд сил можно держать только на аэродромах в готовности №1 к немедленному вылету на отражение удара. Вылет дежурных групп должен произойти заблаговременно за 10 - 15 минут до подхода бомбардировщиков, что может быть достигнуто хорошо налаженным способом оповещения с помощью радиолокационных станций РУС-2 или же самолетов службы наблюдения и связи."
Начальник штаба 9-й гвардейской истребительной авиадивизии Борис Абрамович
Наконец, несмотря на то, что к концу лета 1943 года советскими авиаторами был получен весьма богатый практический опыт, на качестве боевой работы это отражалось еще недостаточно. Осознание преимуществ тактических схем, используемых истребителями Люфтваффе и их союзниками, вовсе не приводило к быстрому заимствованию такой тактики и ее адаптации для ВВС РККА. Точно так же медленно становились широким достоянием собственные прогрессивные наработки, сделанные наиболее способными и грамотными летчиками и воздушными командирами. Нередко даже бывалые асы либо вообще не проявляли творческой инициативы, либо ограничивались полумерами, что никак не способствовало серьезным качественным изменениям. В отчете о боевых действиях 9-й Гв ИАД за 1943 год, составленном 15 февраля 1944 года все тем же подполковником Абрамовичем, об августовских боях говорится буквально следующее:
"Важнейшими ошибками, допущенными в этот период, являлись:
а) Барражируя в районе прикрытия, ходили на малых скоростях, не использовали набора высоты при маршруте на свою территорию для наращивания скорости при снижении, и этим самым подставляли себя под внезапный удар со стороны истребителей противника, имевших всегда запас скорости.
б) Не научились вести бой отдельными парами, не оставляли необходимого резерва, могущего внезапной атакой повлиять на исход боя, даже при общей неблагоприятной обстановке. Как правило, дрались всей группой даже при наличии меньших сил у противника. Не проявляли достаточной настойчивости в бою при преследовании выходящего из боя противника.
в) Барражируя над полем боя с задачей не допустить бомбардировщиков противника в район прикрытия, при появлении последних стремились вести бой с прикрывающими их истребителями, неохотно атаковывали бомбардировщиков, а если производили атаки, то огонь открывали с больших дистанций, плохо целились и рано отваливали в сторону, обратную полету бомбардировщиков. У ведущих пар существовала излишняя нервозность за хвост, неуверенность в прикрытии его ведомым, в результате чего начатая атака не доводилась до конца. Молодые летчики, плохо зная вооружение и сектора обстрела бомбардировщиков противника, неумело производили атаки.
г) Излишнее эшелонирование боевого порядка патрулирующих групп вело к неполному использованию огневой мощи наших истребителей при атаке бомбардировщиков противника. Так, например, из патрулирующей шестерки истребителей атаковывали бомбардировщиков, как правило, фактически два истребителя, другая пара прикрывала их хвосты, а третья пара находилась выше четверки и прикрывала ее действия в целом.
д) Отмечено несколько случаев, когда противник меньшими силами сковывал боем нашу патрулирующую группу истребителей и оттягивал ее в сторону от прикрываемого района, а в это время приходила группа бомбардировщиков противника и совершенно спокойно бомбардировала наши войска в этом районе."
С одной стороны, столь адекватное восприятие ситуации советскими авиационными командирами создавало предпосылки для совершенствования тактики истребительной авиации и для устранения имевшихся слабых мест там, где их возможно было устранить. С другой же - это нисколько не отражалось на официально декларируемой статистике, выглядевшей так, будто реальное положение вещей являлось вполне благополучным. В августе 1943 года 9-я Гв ИАД потеряла в воздушных боях 29 самолетов, при этом летчикам дивизии было засчитано 136 побед (в том числе 62 истребителя). Столь оптимистичная оценка собственных успехов являлась очень сильно преувеличенной - достаточно сказать, что реальные общие боевые потери 1-й и 3-й групп германской эскадры JG 52 за тот месяц выразились в 29 сбитых и серьезно поврежденных самолетах, а также еще 16 машинах, объем повреждений которых не требовал заводского ремонта. И это при том, что упомянутые авиагруппы сражались в данный период не только против частей 8-й и 17-й воздушных армий.