Бронеавтомобиль "Юзеф Пилсудский" в сражении за Львов

Feb 03, 2020 23:11



Польский бронеавтомобиль "Юзеф Пилсудский" проезжает по Галицкой площади города Львов мимо дома №7, построенного в 1902 году по проекту чешского архитектора Карела Вилема Бублика. Галиция, конец ноября 1918 года.

Сразу после распада Австро-Венгерской империи и начала польско-украинского конфликта за обладание Галицией, львовские поляки оказались в непростом положении. Несмотря на то, что среди городского населения представители этой национальности составляли большинство, военных среди них было не так уж много. Украинцы же еще в первых числах ноября перебросили во Львов значительные по численности силы стрельцов Галицкой армии, хорошо вооруженных оружием, взятым из бывших австро-венгерских арсеналов. В такой ситуации поляки могли полагаться главным образом на качество подготовки своих бойцов, значительную долю которых составляли офицеры, нерешительность противника и различные хитрости вроде периодического инициирования перемирий с целью ведения переговоров, на самом деле ни к чему не приводивших и служивших лишь для получения пауз в боевых действиях, более желательных для польской, а не для украинской стороны. Кроме того, наличие хорошо подготовленных военных и технических специалистов позволяло надеяться на создание в кратчайшие сроки боевых средств, могущих даже в единичных экземплярах окааться сильным козырем. Таким оружием должен был стать, в частности, бронеавтомобиль "Юзеф Пилсудский" (или, как его еще называли, "Танк Пилсудского"), разработанный профессором Львовского политехнического института Антони Марковским.

Судя по всему, Марковски взял за основу своей боевой машины некий уже почти готовый проект, предназначавшийся для австро-венгерской армии, но не реализованный из-за поражения империи в Великой войне. Базой для "Танка Пилсудского" послужил тяжелый грузовик "Praga V" массой в три с половиной тонны, оснащенный двигателем рабочим объемом в 6,8 литра и мощностью 60 л.с. В процессе переоборудования автомобиль должен был получить бронекорпус с наклонным расположением лобовых листов, а также обеспечивавшее круговой обстрел вооружение, состоявшее из четырех пулеметов "Шварцлозе" М.7/12. Нижняя часть машины закрывалась резиновой "юбкой", доходившей до самой земли. В экипаж входили семь человек: командир, два водителя и четыре стрелка-пулеметчика. В результате в полностью снаряженном виде масса "Танка Пилсудского" достигала пяти тонн.
3 ноября 1918 года профессор Марковски представил проект командующему 2-й группой Войска Польского во Львове капитану Мечиславу Борута-Шпеховичу, получил одобрение и незамедлительно приступил к работе. Переоборудование грузовика велось в железнодорожной мастерской силами 19 механиков и было завершено уже 8 ноября. При этом, несмотря на большую секретность, украинская разведка сумела получить сведения о новом польском оружии. Как вспоминал сам Антони Марковски:

"Несмотря на величайшую секретность, известия о постройке машины дошли до украинцев. Они начали обстрел станции. К счастью, броневик был закончен вовремя, хотя за несколько часов до того, как мы покинули станцию, украинцы открыли огонь, посылая по нам артиллерийские снаряды. Надо сказать, что на месте, где шла сборка первой бронемашины, буквально через несколько минут после того, как мы вывели автомобиль из ворот мастерской, в окно влетел пушечный снаряд и разорвался на полу."

Боевой дебют "Юзефа Пилсудского" состоялся уже на следующий день, 9 ноября. Бронеавтомобиль должен был пройти по улице Мицкевича и поддержать атаку отряда поручика Казимежа Шлейена на позиции украинских стрельцов, закрепившихся в здании Сейма и на территории прилегавшего к нему "Сада иезуитов" (ныне парк имени Ивана Франко). Командиром экипажа машины был назначен подпоручик Эдвард Сас-Свистельницки, водителями стали Эугениуш Бернацки и Владислав Кубала, а места за пулеметами заняли Мечислав Кретович, Эдвард Кустанович, Бронислав Низил и Штефан Замбелли. На исходный рубеж броневик вышел без приключений, но дальше события начали развиваться вовсе не так, как того хотелось полякам.
Вездесущая украинская разведка каким-то образом смогла ознакомиться с планом неприятельской атаки, и благодаря этому защитники здания Сейма заблаговременно приняли все необходимые меры. Стрельцы отряда, командиром которого являлся поручик Чекан, соорудили несколько траншей и баррикад, перекопали улицу Мицкевича и опрокинули посреди нее мебельный фургон, чтобы преградить путь "Юзефу Пилсудскому". В результате бронеавтомобиль не смог преодолеть эти препятствия, остановился и тут же попал под плотный неприятельский огонь. Поначалу экипаж вел активную перестрелку с оборонявшимися, но вскоре оба бортовых пулемета заклинило, а в бронекорпусе появилось несколько пробоин от выпущенных с очень близкой дистанции винтовочных пуль. Поскольку пехотинцы поручика Шлейена также не преуспели, Эдвард Сас-Свистельницки дал команду отступать. Машина двинулась в обратный путь, вышла из зоны обстрела и тут неподалеку появился небольшой отряд, принятый экипажем за польский. Однако на самом деле это были проводившие вылазку украинцы, которые смело атаковали бронированное чудовище и огнем в упор нанесли "Танку Пилсудского" еще несколько пробоин. В результате в боевом отделении вспыхнул пожар, впрочем, тут же потушенный слаженными усилиями поляков, а водитель Кубала и пулеметчик Замбелли получили ранения. Взявшему управление на себя Эугениушу Бернацки с немалым трудом (максимальная скорость бронеавтомобиля не превышала 12 км/ч) удалось оторваться от противника, и вскоре первый рейд "Юзефа Пилсудского" завершился хоть и неудачно, но относительно благополучно.

Все остальное время, пока продолжалось сражение за Львов, бронеавтомобиль простоял в ремонте и вновь вышел из мастерской лишь 21 ноября. Тем не менее, само его наличие заметно поднимало боевой дух польских военных и заставляло украинцев планировать свои действия с большой осторожностью. О дальнейшей судьбе этой уникальной машины практически ничего не известно - предположительно, после некоторого периода пребывания во Львове она была включена в состав Отряда бронеавтомобилей Войска Польского.

польско-украинская война, сухопутные войска, история техники

Previous post Next post
Up