Ночью 24 февраля 1904 года японский флот предпринял первую попытку заблокировать корабли 1-й Тихоокеанской эскадры в Порт-Артуре, затопив на входе в гавань несколько старых коммерческих пароходов, трюмы которых были загружены балластом из камней. Несмотря на храбрость моряков Страны Восходящего Солнца (вероятность гибели экипажей брандеров считалась очень высокой даже при том, что были предусмотрены меры для спасения моряков после затопления кораблей) операция завершилась неудачей. Навигационные ошибки японских штурманов и бдительность российских сил береговой обороны привели к тому, что пароходы были обнаружены, обстреляны артиллерией и пулеметами и потоплены прежде, чем смогли выйти на заданные позиции. Единственным эффектом от этого ночного боя стала паника среди городского населения. Как вспоминал участник обороны Порт-Артура российский военный инженер Михаил Лилье:
"В городе поднялась утром невообразимая суматоха. Часть оставшейся публики, спешно покидая Порт-Артур, толпилась на вокзале. Китайцы попрятались по домам, и, напуганные ночною стрельбой, отказывались выходить на работы."
Ниже в хронологической последовательности приведены три японских отчета о событиях той ночи. Первый был направлен командующим Объединенным флотом Японии адмиралом Хэйхатиро Того в Токио утром следующего дня, 25 февраля. Второй был представлен адмиралу в тот же день командиром одного из участвовавших в атаке брандеров лейтенантом Шичиро Саито. Наконец, третий представляет собой дополнительное уточняющее донесение, направленное Хэйхатиро Того в столицу 3 марта.
Донесение адмирала Того от 25 февраля 1904 г.
"Соединенный флот приступил к назначенным операциям 20-го числе сего месяца, но из-за настигшей его бури был задержан в пути на один день, после чего направился к Порт-Артуру 22-го. Миноносцы произвели на внешнем рейде разведку в 2 часа ночи на 24-е число, обнаружили и атаковали неприятельский корабль, похожий на "Амур"; результат атаки неизвестен.
В 3:30 наши отважные суда стремительно ринулись ко входу в порт, хотя были освещены прожекторами из четырех различных пунктов; неприятель открыл по ним сильный огонь. "Тенсин-Мару" сбился с пути, ослепленный прожекторами, и затонул на восточном берегу Ляотешаня; "Буйо-мару" взорвался и затонул приблизительно в 400 метрах от первого судна по направлению к открытому морю. "Хококу-мару" продвинулся к маяку у входа в гавань, и, повернув корму на северо-северо-запад, пошел ко дну.
Еще одно наше судно (по всей видимости, "Бушиу-мару") взорвалось и затонуло на расстоянии двух с половиной узлов на восток-юго-восток от "Хококу-мару". Еще судно ("Джинсен-мару"?) как будто потерпело крушение к западу от Мантеншаня. Наш отважный отряд миноносцев оставался на внешнем рейде до рассвета, и невзирая на огонь неприятеля, усердно спасал экипажи с вышеупомянутых пяти погибающих кораблей. С них все сняты благополучно. Отважные действия судов и отряда миноносцев характеризуют собой преданность и храбрость наших воинов.
К несчастью, наша цель - загородить вход в порт - достигнута не вполне, но несомненно, что эти действия имели большой моральный эффект. На осаждающих судах слегка ранено неприятельскими выстрелами трое матросов, остальные невредимы. Миноносцы, а также и минные катера не повреждены и их экипажи не понесли урона."
Донесение лейтенанта Шичиро Саито от 25 февраля 1904 г.
"Пять судов, предназначенных для заграждения входа в Порт-Артур, подошли к устью порта с юга, от Ляотешаня, в 4 часа утра 24-го. "Тенсин-мару", который шел в авангарде, очевидно, слишком сильно приблизился к порту, и когда он подошел на расстояние трех миль к югу от берега, то был обстрелян и серьезно поврежден; он поэтому преднамеренно выбросился на берег. Другие суда, шедшие в кильватер, переменили курс на северо-восток и тоже приблизились к порту, но неприятельские прожекторы, освещая их, препятствовали их движению вперед. Неприятельским огнем прежде всего был поврежден рулевой механизм "Бушиу-мару", вследствие чего он был обессилен и наткнулся на мель вблизи "Джинсен-мару", где взорвался и затонул. Затем "Буйо-мару" был серьезно поврежден неприятельскими снарядами и затонул, не достигнув входа в порт. Тем временем, "Хококу-мару" и "Джинсен-мару" с большой энергией шли вперед и с затруднениями достигли входа. Первый подошел с одной стороны к выброшенному на берег русскому военному кораблю "Ретвизан", а второй подошел к этому кораблю с востока; на обоих судах были зажжены фитили для подрыва, а экипаж с громким криком садился на лодки, когда суда стали тонуть. Как только люди поместились в лодках, они старались подойти на веслах к нашим миноносцам, но неприятельские прожекторы освещали наш путь, а так как огонь неприятеля стал очень жесток, то лодки были принуждены искать прикрытия кружным путем и не могли достичь наших миноносцев. К восходу солнца море стало более бурным, так что люди в лодках перенесли большие лишения, достигнув эскадры только около 3 часов того же дня."
Дополнительное донесение адмирала Того от 3 марта 1904 г.
"Согласно донесению командующего лейтенанта Риокицу Арима, который начальствовал над пятью пароходами, руль парохода "Бушиу-мару" был поврежден неприятельским снарядом и поэтому судно выброшено на берег под Ляотешанем. Пароход "Хококу-мару" под командой Такео Хиросе, несмотря на сильный огонь с "Ретвизана", почти дошел до входа на рейд, но его руль также был значительно поврежден снарядом с русского корабля, а на носу уже начался пожар. При таких условиях он пошел ко дну недалеко от маяка. Пароход "Джинсен-мару" под началом лейтенанта Шичиро Саито во время попытки достигнуть входа наткнулся на затонувший корабль в 2,5 узлах на юго-восток от маяка и не мог идти дальше, поэтому он взорван и затонул. Следовательно, обоим судам - "Хококу-мару" и "Джинсен-мару" - отчасти удалось заградить вход в порт. Кендзо Умегара, механик на "Джинсен-мару" - единственный поплатившийся жизнью в этой попытке; он был убит, когда спускал шлюпку. По ходу стычки 3 человека на "Хококу-мару" получили легкие ранения. Все остальные офицеры и матросы, выполнявшие эту отважную задачу, вышли невредимыми и спасены нашим отрядом миноносцев."