В послевоенные годы в СССР началось постепенное обновление парка городского транспорта, в том числе и трамвайного. До Омска очередь дошла в 1952 году, когда в город начали поступать новые вагоны КТМ-1 и КТП-1 производства Усть-Катавского вагоностроительного завода. По сравнению со старыми довоенными трамваями они выглядели гораздо элегантнее и сразу обращали на себя внимание. Всего в Омск было поставлено 50 моторных вагонов КТМ-1 и 50 прицепных КТП-1.
фото из альбома "Наше ТТУ", подарок ВЛКСМ ТТУ Челябинска
Новая модель трамвая была разработана в первые послевоенные годы на московском СВАРЗе, производство решили организовать на УКВЗ. В 1947 году были выпущены первые опытные образцы, а ещё через год началось серийное производство новых трамваев. Новые вагоны были двухосными, как и их предшественники - вагоны Х/М, но у КТМ-1 уже был современный цельнометаллический несущий кузов. В пару к моторному вагону был разработан унифицированный с ним по кузову прицепной вагон КТП-1. Кстати, индекс этих вагонов расшифровывался следующим образом: "К" - завод имени Кирова, "Т" - трамвай, "М/П" - моторный/прицепной, "1" - номер модели. В основном вагоны, как и раньше, были рассчитаны на стоящих пассажиров, а мест для сидения было немного: в моторном вагоне было 16 сидячих мест, а в прицепном - 15, мест же для едущих стоя было соответственно 100 и 108. Таким образом, в трамвайном поезде могло одновременно ехать до перевезти одновременно до 239 человек. На КТМ-1 устанавливалось два тяговых двигателя ДК-254А мощностью 50 КВт каждый, этого хватало, чтобы разогнать трамвай с прицепным вагоном до скорости 40 км/ч.
Новый трамвай получился простым по конструкции, удобным в обслуживании и достаточно надёжным. Были, конечно, и недостатки, и главные из них касались салона: он был тесный, неудобный и вдобавок ещё и неотапливаемый. Но пассажиры в те годы не были избалованы комфортом и новым трамваям очень даже радовались. Трамвай стал первым пассажирским транспортом, который прошёл по центру нового района - городка Нефтяников. Дорогу для автомобилей и автобусов/троллейбусов открыли позже, на фото хорошо видны заграждения, которыми перегорожен будущий проспект Мира.
фото: А.Я. Кобриц (фрагмент)
На следующем фото мы видим проспект Мира уже в готовом виде, а параллельно с трамваем к остановке подъезжает и его коллега-конкурент - троллейбус МТБ-82Д. На фотографии хорошо видно, что кузова у КТМ-1 и КТП-1 практически одинаковые, у КТП-1 на крыше "заглушка" на месте установки токоприёмного оборудования и слегка изменён передок, где вместо кабины вагоновожатого находится часть пассажирского салона.
фото Д.Ухтомского из фотоальбома "Омск и омичи", 1967 г.
КТМ-1 и КТП-1 выпускались на УКВЗ до 1961 года, после чего завод полностью переключился на выпуск более прогрессивной модели - КТМ-2/КТП-2. По омским же улицам в последний раз КТМ-1 с КТП-1 проехали с пассажирами в 1975 году, после чего их, вместе с другими вагонами старых моделей, сняли с эксплуатации, и единственным типом омского трамвая надолго стал УКВЗ 71-605 (КТМ-5). Судьба большинства вагонов была незавидной - порезка и вторчермет, тогда уцелели лишь считанные экземпляры этих красивых машин, превратившиеся в склады и бытовки. Останки одного вагона были обнаружены в 2007 году в 100 км от Омска, но уже в разделанном под порезку виде...
Как занесло КТМ-1 в эти края, так и осталось неизвестным, скорее всего в своё время какой-нибудь колхоз купил по знакомству крепкий ещё кузов под бытовку.
Увы, заводскую табличку или её остатки найти не удалось, тем более что кузов был уже обожжён металлоломщиками, зато на одном из бортов сохранился фрагмент бортового номера, скорее всего, это 51.
фото: Владимир "VR"
А через год я неожиданно натолкнулся в одном из садовых товариществ на останки КТП-1! Знакомые обводы кузова сразу бросились в глаза, причём это оказался кусок именно передней части, что и позволило идентифицировать находку именно как фрагмент прицепного вагона.
Вот собственно, и всё, что осталось от этих интересных трамваев, бегавших когда-то по нашему городу. Впрочем, судьба иногда радует техноархеологов, я не теряю надежду найти в наших краях сохранившийся экземпляр, и если кто-то встречал где-нибудь такие вагоны в любом виде, настоятельно прошу сигнализировать.