Где эта улица, где этот дом?

Aug 21, 2012 02:19

В советские времена практически в каждом городе СССР периодически проводились соревнования между водителями городских автохозяйств, как правило, участники соревновались в водительском мастерстве, а также знании устройства своей техники и правил дорожного движения. В нашем городе традиция проведения таких мероприятий сохранилась до нынешнего времени, правда сегодня соревнования устраивают только муниципальные предприятия городского пассажирского транспорта. А 40 лет назад, 19 августа 1972 года, в Омске было проведено уникальное соревнование-ралли под названием "Где эта улица, где этот дом?", оно проводилось только среди водителей такси. Основная специфика работы таксиста - необходимость отличного знания города, всех его улиц, переулков и отдалённых посёлков. В те времена об устройствах спутниковой навигации даже и не мечтали, даже с хорошими картами была напряжёнка и основным навигационным прибором была голова таксиста. Основной дисциплиной проводившегося соревнования как раз и было ориентирование в городе - водителям предстояло пройти несколько контрольных пунктов, причём добраться до нужного адреса необходимо было за определённое время, с включенным таксометром, за опоздание начислялись штрафные очки. Судьи следили также за соблюдением ПДД, за мелкие нарушения водителям начислялись штрафные очки, а при серьёзном нарушении ПДД участник снимался с соревнований. Для участия в соревнованиях от каждой автоколонны 5 и 6 таксопарков было сформировано по команде, в каждой из которых было три водителя.



фото из архива А.Ю. Кобрица

Кроме основного конкурса, были ещё и дополнительные: замена колеса на время и скоростное маневрирование, включавшее в себя семь различных упражнений. К соревнованию допускались только автомобили ГАЗ-24-01 "Волга", которые начали поступать в таксопарки с 1970 года. В конкурсе по скоростной замене колеса случился интересный момент: выяснилось, что не все участники находятся в равных условиях. У более новых "Волг" был установлен замок багажника нового образца, позволявший открывать багажник простым поворотом ручки, на ранних же машинах замок открывался только ключом, соответственно на это уходило больше времени, а ведь в конкурсе счёт шёл на секунды. В результате, судьи, посовещавшись, добавили немного форы тем, кто выступал на машинах со старым замком багажника.



фото из архива А.Ю. Кобрица

Организаторами соревнования, приуроченного, кстати, к 50-летию СССР, были исполком горсовета и областное транспортное управление, которое курировало все автопредприятия области. Непосредственно же поведением мероприятия занимался специальный оргкомитет, главой которого назначили Анатолия Яковлевича Кобрица, начальника службы безопасности движения областного транспортного управления, на фото ниже он в центре. Судейство осуществляла судейская коллегия омской спортивной федерации по автомотоспорту.



фото из архива А.Ю. Кобрица

Победителем соревнований в личном зачёте стал тот, кто набрал меньше всего штрафных очков по итогам всех этапов, ему был вручен главный приз и грамота горисполкома. Очки в командном зачёте подсчитывались по сумме очков всех участников команды, команда-победительница получила диплом и переходящий приз транспортного управления. Также были отмечены участники, показавшие лучшие результаты в отдельных конкурсах.



фото из архива А.Ю. Кобрица

О серьёзности подхода к проведению соревнований можно судить по специально изданной тиражом 300 экземпляров брошюре с регламентом мероприятия, приведу здесь этот интересный документ целиком.




Чётко приписаны все требования к участникам и их автомобилям, кстати, особо оговаривалось отсутствие рации, чтобы не было подсказок. Все штрафные очки считались в копейках, к ним по итогу основного этапа приплюсовывались показания таксометра, ведь задача была не только в том, чтобы успеть на контрольный пункт вовремя, но ещё и проехать кратчайшим путём.




Так же подробно были расписаны условия и двух других конкурсов. В этап скоростного маневрирования входил интересный элемент "осторожное торможение".




А здесь расписано то, про что я уже вкратце упомянул выше - как определяются победители и какие награды им вручаются.




И в конце - форма заявки на участие в соревновании, как видно, кроме 3-х основных участников, команда имела право заявить запасного.




К соревнованиям была изготовлена партия специальных вымпелов для раздачи участникам, в те годы такая сувенирная продукция была очень популярна.




Соревнование-авторалли 1972 года так и осталось единственным в своём роде, больше таких мероприятий в Омске не проводили.

мероприятия, Омск, такси, Кобриц, история, скан

Previous post Next post
Up