История: travel-гитары и головы с пролетками

Jul 10, 2017 21:29




Привычные нам гитарные головы с пролетками - в момент их появление - называли «головами в стиле Панормо». Гитарные историки называют их так до сих пор. А еще - Панормо стоит при начале гитар для путешествий. А еще - Панормо познакомил Англию с испанскими гитарами. И больше того - само название «испанская гитара» появилось благодаря Панормо.

Семья Трузиано

В шестнадцатом году девятнадцатого столетия Old John Betts, старый-добрый Джон Бетс - сходил с ума от отчаяния. Его соотечественники, эти упрямые ослы, не желали покупать звучные французские гитары, потому что, видите ли, от Франции добра ждать нечего. Не зря они шутили сами про себя: единственной причиной, почему англичанин не смог забить гвоздь лбом в стену - был другой англичанин, прислонившийся затылком с противоположной стороны. Дела шли из рук вон плохо, скрипки почти не давали дохода, потому что появилось это новомодное изобретение - эти возмутительные грохочущие клавиры.




Потому, когда в двери появился молодой Луис Панормо - младший сын Винченцо Панормо из Палермо (а, стало быть, наверняка родственника корсиканского выскочки, от которого все беды), Бетс решил не прогонять его, а послушать. Вдруг скажет что дельное?
Сомнительная, надо сказать, семейка. Чего только стоит их уловка с переменой фамилии. Какие они Панормо? Почему Панормо? Панормо - это захолустная деревушка на Крите, а эти чесночники - они Трузиано. Дикари, разбойники и жулики, как все сицилийцы.

Джон Эдвард Бетс рано состарился. В свои шестьдесят - он казался седым патриархом, хотя ничего серьезного, кроме королевской подагры, да брюшной водянки врачи у него не находили. Как все подагрики, он страдал раздражительной слабостью, хотя вовсе не был злым человеком. Последнее косвенно подтверждает факт, что Луис Панормо, появившись на пороге Бетса раз, остался там надолго. Да что уж - до самой смерти Бетса он там и остался. А их общая авантюра - оказалась такой удачной, что вывела и старца из долговой ямы, и юношу - за черную жизненную полосу.

Луис Панормо предложил скрипичному мастеру - сосредоточить внимание жителей Лондона не на конструкции гитар, а на их происхождении. Допустим, в Англии не сильно любили французов. Положа руку на сердце - дело тут было вовсе не в Наполеоне, хотя и в нем тоже. Войны между континентальными государствами и островной Англией - шли столетиями, затихая в лучший период лет на двадцать, чтобы вспыхнуть с новой силой. Но Испания - далекая жаркая страна - совсем другое дело. Если у протестантской Империи и католической Испании возникали территориальные разногласия - они были настолько далекими и почти сказочными, что простые жители ничего в них не смыслили и знать о них не хотели. В самом-то деле, что с ними делить - Карфаген и мусульман? Зато слава о музыкальности этих южан - шла впереди них. Говорили, что даже своих быков они забивают под бряцанье фламенко.

Английская гитара

Гитарная Англия начала девятнадцатого века представляла собой в высшей степени странную державу. Англичане называли гитарой то, что ею не являлось, настоящую гитару игнорировали, зато любили арабскую лютню и цистру. Инструмент, получивший название «английской гитары» - и был, по-сути, той самой цистрой - с небольшими ремарками. На ней играли не плектром, а защипывая струны. На этом ремарки заканчивались.







Французские и австрийские инструменты не приживались, отторгались, а это значило, что ни настоящих лютье, ни настоящих композиторов для гитары - в Англии не было. Так продолжалось до мирного договора 1815 года, после которого европейская гитара стала проникать в Англию чаще и чаще - сарафанным путем, которого, конечно, было недостаточно. Требовалось что-то из ряда вон выходящее, чтобы гитара проникла не только в Англию, но, главным образом, в сердца англичан.

Панормо предложил противопоставить французским и австрийским гитарам - гитары испанские. Жесткого разделения школ тогда не было - еще не пришел Агуадо, не было школы Штауффера, не строил свои гитары Торрес. В Испании только недавно узнали, что можно играть не на хоровых гитарах, т.е. не на гитарах со сдвоенными струнами. Это была последняя страна Европы, в которой отказались от шестихорной гитары в пользу шестиструнной. Но, одновременно, испанская гитара сохранила в своей конструкции некоторые особенности. В частности - севильский мастер Франциско Сангино в середине восемнадцатого столетия делал гитары с веерной схемой и нераздельным клецем. Его идею усовершенствовал Хуан Гарсия Пахес, да так удачно, что от него - почти без изменений, - она перешла к знаменитому Торресу, который и превратил гитару - в современную.

При попытке отследить перемещения Винченцо Панормо (отца Луиса Панормо) - можно прийти к неправильным выводам и даже счесть его авантюристом. Судите сами.




Родился он в 1734 году в Сицилии, в Палермо. Если представить себе Италию в виде знаменитого сапога, то носок этого сапога будто пинает остров Сицилию - в Северную Африку, к Алжиру и Тунису. Двадцатилетним юношей он перебирается поближе к цивилизации - в славный Неаполь, который был когда-то центром отдельного королевства. Именно в Неаполе Винченцо расстается с фамилией Трузиано и берет новую - Панормо. О причинах такого решения мы можем только догадываться, т.к. на поверхности их не видно.

Затем и внезапно - о нем упоминают в Марселе. А это - очень далеко. Через всю Италию - он переезжает в город, пограничный с Испанией. А в 1770 Винченцо оседает в Париже, где его уже знают как почтенного гитарного лютье. Винченцо Панормо имеет свой штамп, свою известную подпись.




Известно, что человек ищет, где лучше, и Панормо посещает Лондон, где ему делать было нечего по причинам, описанным выше - Англия была совсем негитарной страной. Он возвращается в Париж, открывает собственное дело и начинает ждать почестей и славы, но дожидается только революции 1789 года, которая вновь срывает его с места. Он снова переезжает в Лондон - в этот сырой город, где не любили гитару. Знал бы он, что судьба вела его фамилию к славе - шаг за шагом. В стране, где не было гитарных лютье вообще, даже самый посредственный из мастеров - сразу становился первым и лучшим.
Дети Винченцо были одарены музыкально, а младший - Луис - одарен настолько, что прославил фамилию Панормо.



Произведение старшего сына Винченцо - Франциска Панормо

Итак, сговорившись с Бетсом и получив необходимые кредиты, Луис Панормо берется за дело. Он открывает мастерские, которые часто меняет, но одна - на Хай-стрит в Блумсбери - держится дольше остальных. Историки гитар думают, что там - на современной Хай-стрит Сент Джайлз - была небольшая мастерская, где работали мастера под руководством Луиса Панормо.

Отсюда, от разделения производства на личное и фабричное - дробление гитар Луиса Панормо на две категории.

Гитары первой категории принято отличать по печатной этикетке с надписью «Louis Panormo. Guitars in the Spanish Style», «Луис Панормо. Гитары в испанском стиле».







Вторая категория гитар Панормо - имеет рукописную этикетку с простенькой надписью «Panormo Fecit.», «Сделал Панормо» - и о них говорят, что это мануфактурные гитары; инструменты коллективной работы, которым мастер только дал свое имя. Кроме прочего, сделаны они по австрийской схеме, а значит изначально не претендовали на элитарность. Ширпотребом были эти гитары, но даже такие - вызывают современные восхищения.







Джеймс Вестбрук утверждает, что с 1830 года все гитары Панормо снабжались печатными этикетками, а у нас нет ни единой причины ему не верить.

В Лондоне Луис Панормо знакомится с Фернандо Сором. Тем самым Сором, о котором мы говорили в статье, посвященной Дионисио Агуадо. Тогдашняя Европа не уступала нынешней по открытости границ. Будто и не было никаких границ.




Имя Фернандо Сора упоминается в справочниках в ряду гитарных исполнителей. Стороной обходят его влияние на строение гитары - и очень зря. Молодой испанец Дионисио Агуадо, которому было суждено перевернуть французскую гитарную инженерию - начал свой путь со знакомства с Фернандо Сором. Сор и приютил его, и обогрел, и, что главное, сориентировал в гитарных проблемах. С открытием границ после мирного договора - Фернандо Сор - периодами наезжает в Англию. И с кем ему знакомиться в Лондоне, если не с единственным лютье? Разумеется, между Панормо и Сором завязались приятельские отношения, причем настолько приятельские, что квартиры, которые Сор снимал в Лондоне - неизменно располагались вплотную к мастерским Панормо.

Мы всегда берем немного ниже, если говорим о чем-то единичном. Единственный лютье - всегда первый, каким бы ни был уровень его мастерства. При таком сверхкритичном подходе - легко поставить неприглядный штамп на деятельности Панормо. Тем более, что Сор, упоминая мастеров, которым он отдает предпочтение - обходит Панормо стороной. С его списке были Алонсо из Мадрида, знаменитый Пахес, у которого Торрес позаимствует веерную схему пружин, Бенедид из Кадиса, Мартинес из Малаги и, конечно, Лакот, чьими руками Агуадо поломал столетние каноны гитарной инженерии. Панормо в этом списке нет.

Кажется, что в этом виноваты не кривые руки Панормо, - потому что руки его были золотыми, - а скандальный и талантливый Уэрта. Прямой и грозный конкурент Сора.




У Луиса Панормо было две жены - Энн и Сара. В такой последовательности.

Мы ничего не знаем о семейной жизни лютье, потому помолчим о причинах развода с Энн. От нее родилась дочь - красавица Анджелина, на которую и польстился Уэрта. Он взял ее в жены, когда ему было двадцать четыре года, а ей - семнадцать. По тем временам - ужасно неравный брак перестарка и почти девочки. И даром, что Уэрта был орденоносцем нескольких королевских дворов.

Уэрта был испанец, любил пышные псевдонимы в духе герметических лож, его провозгласили «новым Сором». На большую беду - Сор был еще вполне жив и не думал прощать дерзкому парвеню похищения своей славы.
Он добивался, чтобы на его концертах ноги Уэрты не было, а, когда приходил в гости к Панормо и видел, что с женою в дом входит враг - скрывался черным ходом. Такая неприязнь отравила добрые отношения Панормо и Сора, хотя, как говорят современники, оба были добрыми людьми.

Как бы то ни было, до неприятных событий, Сор охотно помогал Панормо советами. И большая его заслуга - в популяризации испанской гитары в Англии. Он давал концерты и волшебством - влюблял в гитару зрителей. Название «испанская гитара» - возникает примерно в это время, в первой трети девятнадцатого столетия. Так в Англии стали называть европейскую гитару (без различия - и венской школы, и испанской) для отличия от гитары английской - щипковой цистры.

Тревелы до Панормо

Удача - важная составная успеха. Винченцо Панормо ловил удачу без успеха, но за его сыном - она с успехом волочилась сама.

Мы вплотную подходим то ли к изобретению, то ли к закреплению изобретения - к появлению в гитарных унификациях особого подвида - гитары для путешествий. Кроме популяризации европейской гитары, Панормо прославился изобретением нового вида гитар, который сейчас, - через Мартина, - любят по всему миру. Он первым сделал тревел-гитару - полноценным концертным инструментом.

В Лондоне жил меценат с типично английской фамилией Пельцер. Любезный и общительный - он, ко всем прочим достоинствам, - был без ума от гитары. Пельцер-отец приглашал в гости знаменитых гитаристов и лютье, а своих дочерей - стремился вывести в высшее общество - за счет той же гитары. Катарина Пельцер стала давать концерты еще ребенком, а после - стала профессором по классу гитары и учителем королевской семьи. Огромной удачей Панормо - было знакомство с таким семейством.



Луис Панормо и Катарина Пельцер

Сговорившись с мадам Сидней Праттен (такое красивое сценическое имя взяла Катарина Пельцер), Панормо наладил серийный выпуск spanish style гитар, на которые мадам Праттен лепила собственные наклейки. В них говорилось, что «гитарный профессор Сидней Праттен горячо рекомендует инструменты мистера Панормо, как истинные испанские гитары с великолепным звуком». Большой соблазн написать, что гитары разлетались пирожками. Вовсе нет - их стоимость была высока, хотя и не заоблачна. От двух до пятнадцати гиней, - в зависимости от уровня инструмента, - хотел мастер за гитару. Умножаем одну гинею на двадцать один - и получаем эквивалент в шиллингах. Большая сумма. Почти состояние. Три шиллинга с пенсами стоила рента, девять шиллингов платили простому рабочему, а за гинею продавали двух породистых щенков.
И тем не менее, благодаря сделке с Праттен - Панормо продал несколько сотен гитар. Выигрывали все - и Пельцеры, получившие возможность меценатствовать, и Панормо, плативший жалование целому цеху мастеров.

Если гитара проста, как правда, красива, как второй день отпуска, но название у нее странное - нужна вся жизнестойкость, чтобы понять причину таковой трагедии. Наука о гитарах - очень молода, в голове у нее девичьи сквозняки.

Сложность в классификации тревел-гитар в том, что эти «travel» - чрезвычайно условное название, почти кличка. В нем, в этом названии - нет ничего, что можно было бы поместить в рамки жесткой парадигмы.  Если приспособить любой корпус под небольшую комнату гостиничного типа - под parlor - получится гитара, размером примерно в ¾ классики, очень компактная. Такие гитары и назвали парлорами. И в этом названии - только указание на функциональность. А безусловно, что она, к примеру, периода - романтического, школы - венской, конструктива - Шерцера. Или возьмем в пример другую цель - путешествие, по-английски travel. Для путешествий придумали совсем крошечные гитары, часто даже складного типа, и назвали их, конечно, тревелами. И это тоже - вполне условная кличка. Безусловны только годы, школы, конструктив.

Посмотрим на пример.




Вот такая гитара - это дредноут, детский дредноут или тревел?
Ответ будет такой - это уменьшенный по третям дредноут конструкции немецкой школы Мартина, который можно использовать в качестве тревел-гитары. Вот так просто. «Тревел» в данном случае - не указание на конструктив или школу, но только указание на функциональную возможность.

Возвращаясь в нашему потрясающему сюжету. Понятно, что тревел-гитара могла появится в любой исторический отрезок времени, в любой школе. Если в эпоху барокко была мода бегать хорошей рысью по античным развалинам - тревел-гитара могла появиться и в эпоху барокко.
Соответственно, целью историка будет поиск точки, в которой сошлись бы несколько факторов - размера, предназначения и авторства.
Давайте разбираться, откуда пошла гитара для путешествий.

Условимся, что мы не будем изображать из себя гадалок и придумывать то, в чем не может быть никакой уверенности. О том, что гитара предназначена для путешествий можно судить по двум критериям:

  1. по намеренному уменьшению габаритов и
  2. по сочетанию такого уменьшения с документированным утверждением автора-мастера или владельца о том, что гитара изготовлена специально для удобства перемещения.
К последнему мы непременно подойдем, но прежде - будем вынуждены  просто и механично перебирать гитару за гитарой, ориентируясь на размер корпуса меньше 900 мм.
К счастью ли, к горю - не знаю, - но до нас дошло не так много старинных гитар, чтобы не осилить такую работу - хотя бы на примере нескольких коллекций.

Барочные гитары - большие гитары. Почти нет гитар той эпохи, которые приближались бы к современным стандартам тревела. Даже можно сказать так - барочные гитары были гораздо крупнее современных крупных гитар. Совсем не редкостью были щипковые, длина которых серьезно выходила за целый метр, а то и больше. Звучали они мягко и басовито. Тем не менее, у итальянского мастера Маттео Селласа были инструменты, длина которых составляла только 855 мм.




Эта гитара сделана не позже сороковых годов XVII века.

Младшие современники Селласа - братья Вобоамы. Целое семейство великолепных лютье. Они изготавливали блистательные инструменты - в том числе и ювелирные. Совсем мелких среди них нет, но на фотографиях мы видим гитары Жана Вобоама длиной 895 и 875 мм.







Уменьшенный размер второй гитары объясняется, видимо, только тем, что при ее изготовлении была безжалостно разделана черепаха. Обе гитары - последней трети XVII века.
Собственно, в XVII веке Вобоамы и были главными гитарными мастерами. Следующий век - XVIII - уже не их время, да и не время барокко вообще. Гитара постепенно становится современной. Приближается классический период.







Первая гитара Жана Ламбера, 1760 года, вторая - Флери, 1766 года.
Обе - еще в барочной традиции. Видны, к примеру, навязные лады.
И при этом - гитары совсем небольшие. Первая - 883 мм, вторая - 817.




Парижский мастер Лежене. Длина гитары - 870 мм.




Моя любимая гитара. Потому что самая загадочная.
По утверждению каталога музея французского Музыкограда, длина этой модели мастера Ламберта (1780 г.) - 660 мм.
Удивительная цифра. Чуть больше мензуры современной гитары.
Если это не опечатка, то перед нами - самый близкий прототип современной тревел-гитары. Быть может, это и есть первая тревел-гитара?

Тридцатые годы XIX века - начало союза испанского композитора и педагога Агуадо с мастером Лакотом. От их совместной работы произошли многие открытия - появилась подставка современной конструкции (с косточкой), гитаристы получили первое вполне современное руководство по изучению игры на гитаре, была придумана очень удачная подпорка для гитары - предшественница современных суппортов.




Лакот сделал очень много гитар - самого разного класса. Его гитарами пользовались при дворе, на сцене и в школах. Среди них - были и компактные экземпляры. Такой инструмент мы видим на фотографии. Длина - 892 мм.

И вот здесь мы постепенно подходим к тому самому сосредоточению в одном временном отрезке нескольких факторов, указывающих нам на то, что именно тогда в обиход вошла тревел-гитара. Нужно понимать, что компактные детские гитары уже существовали. Цель их была проста и утилитарна - их использовали только для учебы и только в краткий промежуток детской короткорукости. Как только ученик мог играть на полноценном инструменте - детская гитара откладывалась в сторону.

Катарина Пельцер

В первой трети XIX века, однако, мы впервые видим, как на маленькой, походной гитаре - стал играть взрослый человек, и не просто какой-то там местный юродивый, а концертирующий артист.
Тем более любопытно, что таким артистом была женщина.

В исторической науке ее имя обходится. Это совсем не удивительно. Мало ли было гитаристов в ту эпоху. Совсем недавно руководитель British Music Experience, историк гитары Джеймс Вестбрук написал несколько статей, а также несколько глав в монографиях, посвященных гитаре - о дружбе лондонского лютье итальяно-французского происхождения Луиса Панормо с семейством Пельцер. Одной из дочерей Пельцер - Катарине - суждено было стать самой выдающейся гитаристкой своей страны, а так же, что интересует нас прежде всего, стать при начале тревел-гитары.

Сценический псевдоним Катарины Пельцер - мадам Сидней Праттен. Именно по этому псевдониму нужно наводить о ней справки во всемирной сети (хотя мы не гарантируем, что там найдется что-то толковое). Первые ее гитары, подаренные отцом, были руки Лакота, а после - она близко сошлась с мастером Луисом Панормо. И там, и там - сошлись даже не два человека, а два больших семейства - потомственных лютье и потомственных исполнителей.

Мадам Сидней Праттен жаловалась, что ее гастрольная деятельность омрачена большими неудобствами. Метровые гитары - никак не желали стоически переносить тяготы перемещений по британским колдобинам - они трескались и ломались. Она обратилась к Панормо (потому что обращаться больше было не к кому), - и тот сделал для нее несколько компактных гитар. Тогда их называли «гитары-бамбино».




Есть общее место гитарной инженерии - чем гитара больше, тем деликатнее ее конструкция. Шейка и голова образуют мощный рычаг, и чем массивнее гитара, тем рычаг мощнее. Бамбино-гитары, при всей их кажущейся хрупкости, были порядком выносливее своих взрослых родственников и, что важно, занимали совсем мало места.

Как бы то ни было, в тридцатые годы XIX века люди увидели нечто странное. На сцены концертных залов, к публике, стала подниматься мадам Праттен, в руках которой была не полноценная, полнокорпусная гитара, а какое-то ее мелкое подобие. Даже не детская гитара, а меньше детской гитары. Ни один педагог не порекомендовал бы ребенку такую гитару - под страхом испортить ему постановку рук, да и осанку насовсем. Если судить по фотографиям (а до нас дошли экземпляры гитар Пельцер - они разбросаны по музеям и частным коллекциям), это была гитара, размером поменьше современного парлора, т.е. меньше ¾ классической гитары. Можно смело сказать, что это и есть гитара, предназначенная для игры во время путешествий, а значит - тревел-гитара.




В конце жизни Катарина говорила, что именно она изобрела тревел-гитару и всему научила Луиса Панормо. Отнесемся к словам почтенной профессорши со снисхождением. Возможно, со временем она и правда уверилась, что когда-то лихо сколачивала гитарные корпуса, а гитарный лютье был у нее на посылках. Вероятнее, тревел-гитара была сделана целиком Панормо - согласно просьбе и рекомендациям Катарины.

Сразу сделаем оговорку по терминам. Некорректно говорить, что перед нами - первая тревел-гитара. Нам вообще мало что известно о мире гитар, и мы только-только начинаем входить в тщательные исследования. Мы даже не совсем уверены, какую гитару считать первой шестиструнной, а какую - самой молодой пятихорной. Как слепые котята - двигаемся методом ударения лбом о стену. Потому, скажем так: перед нами - первый известный исторический пример тревел-гитары.

Историю - движут личности.
Как знать - сколько бы прошло времени прежде, чем мир понял бы и принял маленькую гитару, если бы за дело не взялась мадам Праттен. Чудесная исполнительница, но больше всего - талантливый продавец.

Тревелы после Панормо

Вопрос о предшественниках тревел-гитары и самой первой тревел-гитаре - хотя и не закрыт, но, по крайне мере, очерчен в границах будущих исследований.
Нам остается только проследить последствия смелого шага Панормо и Праттен.

И тут перед нами - первое затруднение. Появление тревела пришлось к самому началу грандиозной войны двух гитарных школ - венской и испанской.
Школы Фабрикаторе и Штауффера, как позже - Шерцера и Торреса - переформатируют не только временной рынок гитар, но и саму концепцию гитарного звука - через конструкцию.

До тридцатых годов все было относительно спокойно. Венские и испанские гитары вполне мирно уживались - на фоне знаменитых работ французских лютье. Но во вторую треть века - случаются великие события. Распадается школа мастера Штауффера. Его ученики - основывают собственные производства. Популярность венской гитары постепенно сходит на нет, а популярность испанской после новаций Торреса - растет. Полностью меняется рынок  - из-за новых предпочтений покупателей. И, конечно же, в период таких потрясений - о лондонской вспышке любви к маленькой гитаре благополучно забывают. Людям становится не до того. Но, все же, прецедент был создан, табу отменены и малоформатные гитары - появляются чаще и чаще, даже в такие непростые времена.

Мастер Этьен Лапревотт - современник Лакота. Как и Лакот - он сотрудничал с маэстро Агуадо. Как говорят, именно Агуадо буквально заставил этих лютье - сделать корпусы гитар большими и громкими. Но и от малых форматов маэстро Лапревотт не думал отказываться.




Забавнейшая гитара-рондо лютье Лапревотта, 1840 г. Трудно найти эстетические оправдания выбору такой формы, но это и не наша цель. Размер ее - 826 мм.




Парижская гитара неизвестного мастера, 1850 год.
Субтильная и стильная - 787 мм длиной. По форме она очень похожа на бамбино-гитары Панормо, разве что голова - вполне себе старообразная. Панормо любил делать головы нового типа - с пролетками.






Гитарные головы "в стиле Панормо"

Впрочем, гитарные головы тогда смело переделывались, а также переделывались много позднее.

Наша история, все же, не столько об изобретении, сколько об изобретателе.
Что же было дальше с Панормо.

А дальше была новая революция (сейчас ее зовут февральской), которую Луис Панормо принял почти со злостью. Его отец - Винченцо - бежал от французских солдат при той, самой страшной европейской революции, и новую Панормо не предполагал пережить.
Уже в пятидесятом году он делает приготовления к эмиграции. Сын его брата - Джордж Луис - оказался талантливым парнем. Его и подготавливал Луис Панормо - к передаче всех лондонских дел.

С 1855 года он больше не делает гитар (гитары с его именем выпускаются, но это уже только бренд, марка), а в 1859 - уезжает из Англии в Новую Зеландию, в Окленд. И катись к чертям, старушка Европа. Переубивайте друг друга - на радость маврам. Мэтр Панормо не желал иметь с этим ничего общего.

В 1862 году он умер, а через 15 лет - умер племянник - Джордж Луис Панормо. В это время все европейские лютье прекращают свою работы - и европейская гитара на время исчезает. Только Америка и Россия сохранят самобытные гитарные центры.

Но в Альмерии - молодой Торрес - уже строит свои первые инструменты.



Веерная схема пружин, которую мы традиционно связываем с именем Торреса. На деле - это ранние гитары мастера Пахеса. Торрес только усовершенствовал довольно старую схему.

Скоро мир узнает новую гитару, которой прежде не было. В ней конгломератом будет собрано все лучшее - от Сангино и Пахеса, от Мартинеса и Бенедида, от Лакота и Лапревотта.
И, конечно, лучшее от Луиса Панормо.



Влияние гитар Панормо (сверху) на гитары Мартина (снизу).

XIX век закончился.
Начался новый период, в котором окончательно сформируются новые гитарные формы, а в их числе - свое место займет и тревел-гитара.
Ее не забудут. К принципу компактности первым вернется сам Мартин - и будет делать отличные маленькие гитары собственной конструкции, а после, когда пройдет и время заглушающих бэндов и переогромленных корпусов, а люди станут гораздо более легкими на подъем - производство таких гитар освоят почти все крупные фирмы.





флери, сор, тревел, мартин, лежене, селлас, пахес, праттен, торрес, панормо, уэрта, пельцер, ламбер, агуадо, сангино, лакот, вобоам, история гитары

Previous post Next post
Up