Очень интересный вопрос. Мы как раз на эту тему недавно с мужем спорили. Посмотрели "Невероятная легкость бытия" вечером, в будний день. Фильм сложный, но не скажу, что очень тяжелый, хотя показался жестче, чем книга. Начали обсуждать, муж говорит мне: "Ты знаешь, после такого тяжелого рабочего дня, я просто не в силах впитывать чужие проблемы". Начали рассуждать и пришли к выводу, что голливудские фильмы, с предсказуемым и счастливым концом, над которым мы подсмеиваемся, наверное и есть "выход" из этого положения, когда у человека достаточно своих проблем. Правильно ли это? Не знаю, но думаю, что нет. А вот чернуху смотреть не хочу - есть вполне достаточно прекрасных фильмов. Напоминает страуса? Да.
К сожалению, я не видела ни одного из этих фильмов. Надеюсь, что мне удастся их тут найти, или скачать. Но одно могу сказать за себя: мне ингода трудно собраться с силами, чтобы посмотреть "тяжелый" фильм. Мне приходится "морально готовиться" к этому. Почему? Наверное, потому, что жизнь вокруг и так нелегкая. Но так называемая чернуха чернухе рознь.
Разумеется, чернуха чернухе рознь. Здесь идет речь о произведениях искусства. В общем-то, о роли искусства в жизни. Нужно ли снимать такие фильмы? (Даже если Вы не видели их, примем за исходное положение, что они хорошие,но"тяжелые") Ниже юзер сказал о катарсисе. По-моему, очень правильно. Вот для чего их снимают, вот для чего мы их смотрим - тобы это ощутить, чтобы думать потом долго. Для исправления души, что ли.
Я вообще смотрю мало. Почти не смотрю. Но под чернухой понимаю фильмы сделанные на низком худ. уровне, а тяжёлый фильм смотреть надо, как надо знать жизнь.
В этом и проблема. Чернуха, где после всех ужасов, дан намек на выход, гораздо лучше. Не хеппи-энд, а именно намек на выход. Безысходность - призыв сдаться, опустить руки, смириться, что не есть ни прекрасно, ни гениально в плане понимания сути человека. Это призыв проникнуться ужасом и объяснение, что ничего не поделаешь. Т. е. это оставление человека в вечном ужасе, а так жить невозможно. А правда в том, что что-то сделать на личном уровне всегда возможно
( ... )
Я не вижу выхода в сюжете этих фильмов. Но, наверное, в настоящем искусстве всегда есть что-то, оставляющее проблеск надежды. Независимо от сюжета. Может быть, так. Хотя бы мысль: "Этого не должно быть, что можно сделать, что я могу сделать", поиски какие-то. Даже просто - "этого быть не должно", вынесенноое из этого фильма - уже проблеск надежды. После сильного переживания это катарсис.
"Тяжелые" фильмы (самый яркий пример, виденный мной - "Funny Games" Микаэля Ханеке) - это способ испытать эмоции, недоступные публике, эдакая эмоциональная встряска, завершающаяся катарсисом, независимо от того, присутствует непосредственно в фильме катартическая развязка или нет (в упомянутом фильме, например, ее нет). Ровно с той же целью дети ходят на ужастики, разве что уровень эмоций и катарсиса у них другой.
Согласна полностью в отношении катарсиса, даже если в фильме такой развязки нет. Не согласна абсолютно со сравнением с ужастиками, на которые дети ходят. чтобы пугаться. Это напоминает "Все живое - трава" Клиффорда Саймака, где эти. с гребешками, приходили сладко пугаться. Ни о чем подобном в рассматриваемых фильмах и подумать нельзя.
Понятно, что в отличие от детей и ужастиков, цель взрослого, сознательно идущего на "тяжелый" фильм, безотносительно к сюжету - не столько испытать отрицательные эмоции, сколько проверить свою способность сопереживания, ну и ощущение катарсиса тоже многим нравится. Дети, впрочем, тоже ходят не пугаться, а проверять способность противостоять страхам.
"Хорошенькое" не есть антоним "чернухи". Существует куча всего посередине. К тому же у каждого свое определение и свой предел этой чернухи. Я слышала, как чернухой называли Пелевина, а для меня он - луч света в темном царстве ;)
"Три истории" мы с мужем начали смотреть - и синхронно потянулись к выключателю. За пределом. А вот, скажем, недавно смотрели новый фильм Иньюриту Babel (надо будет написать о нем), или, скажем, "Ад" Тановича (это свежее, что приходит в голову - таких немало). В обоих фильмах достаточно безнадеги, но ведь как прекрасно сняты, как эмоциально затягивают, какой катарсис вызывают в конце!
Если мне кто пообещает подобные впечатления от "Трех историй", я попытаюсь преодолеть отвращение и попытаться посмотреть еще раз.
Не смотрела те два фильма. о которых Вы говорите. "Тремя историями" была потрясена. и не только я. "Изображая жертву" - тоже, несколько дней из головы не шло, вспоминала каждый персонаж, я писала об этом поста три назад. Я поняла уже, что вкусы у нас разные, но в данном случае речь идет в принципе о том, нужны ли "тяжелые" фильмы - см. реакцию двух френдов на пост, о котором я сказала. "Чернуху не смотрю" - и все.
Comments 48
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Дети, впрочем, тоже ходят не пугаться, а проверять способность противостоять страхам.
Reply
"Три истории" мы с мужем начали смотреть - и синхронно потянулись к выключателю. За пределом. А вот, скажем, недавно смотрели новый фильм Иньюриту Babel (надо будет написать о нем), или, скажем, "Ад" Тановича (это свежее, что приходит в голову - таких немало). В обоих фильмах достаточно безнадеги, но ведь как прекрасно сняты, как эмоциально затягивают, какой катарсис вызывают в конце!
Если мне кто пообещает подобные впечатления от "Трех историй", я попытаюсь преодолеть отвращение и попытаться посмотреть еще раз.
Хорошенькие фильмы не смотрю вообще - скучно.
Reply
Reply
"Тяжелые фильмы" да надо и снимать, и смотреть.
Но само слово "чернуха" несет настолько негативную коннотацию, что автоматически хочется сказать "не надо".
Вот, еще один прекрасный фильм вспомнила - российский, к тому же: "Возвращение" Звягинцева. Если б не понравился - назвала бы чернухой...
Reply
Reply
Leave a comment