Посмотрела ещё один польский детектив "Девушка из банка", выпущенный в том же 1963 году, что и "Особняк на Зелёной". Смотрела с интересом. Всё-таки детективы полувековой давности сильно отличаются от современных, они, я бы сказала, добрые и мягкие, не смотря на "убийственную" тематику. Есть в них неуловимый дух прошедшей эпохи ...
"Девушка из банка" такого типа.
Сюжет.
Преступник обстрелял из автомата легковую машину, на которой главная героиня Малгожата везла деньги. Водитель и сопровождающий милиционер были убиты, а Малгожата отделалась шоком, успев запечатлеть в своей профессиональной памяти нижнюю часть лица преступника. Так как убийца и ранее совершал подобные преступления, а потом тратил деньги в приморских курортах, то милиция решила привлечь Малгожату в поиске и опознании бандита и с этой целью её и капитана милиции Яна Житека отправляют на курорт.
Непонятно, почему в милиции выбрали именно этот город (ведь преступник легко мог кутить в другом месте), но для сценария такая точность не важна, главное, чтобы завязался сюжет, а главная, увлекательно-интересная часть сюжета как раз происходит в городе-курорте.
Сценарий написал польский писатель Мачей Сломчиньский, по сценарию которого в том же 1963-м году, но месяцем ранее и в другой студии, был выпущен кинодетектив
"Особняк на Зелёной"".
Фильм идёт 1 час 24 минуты, и было понятно, что за это время всё свершится и завершится, поэтому излишнего волнения я не испытывала. Правда, вздрагивала, когда музыка делала резкие кульбиты, но это придавало определённую остроту действию. Кстати, музыка в этом фильме - играет собственную роль наравне с актёрами, и она органично вписалась в сюжет.
Разумеется, мой натренированный глаз отметил некоторые сценарно-режиссёрские нестыковки, но упоминать о них не буду из-за почтения к возрасту фильма и хорошей игры актёров.
Фильм чёрно-белый, и, возможно, поэтому всё в нем выглядит бледно и бедно: автомобили, одежда, панельные дома, комнатная обстановка, номера отеля, старомодные женские причёски ... Все мужчины-обитатели курортного места показались мне на одно лицо (особенно нижней частью лица), и мне было очень интересно узнать, каким образом Малгожата сможет опознать преступника в толпе одинаковых курортников, имея в памяти единственную зацепку.
Второго главного героя (по сюжету брата Молгожаты) играл Збигнев Цибульский, и его надо было бы похвалить, как звезду польского кино того времени, но причины для хвалы не было, он сыграл роль умело и добросовестно, но так смог бы сыграть любой другой актёр и, может быть, даже лучше.
Опять с удовольствием услышала перевод на русский голосами любимых дубляжников со студии "Мосфильм": Михаила Глузкого (хорунжий Шиманьский), Феликса Яворского (капитан Житек), Серафимы Холиной (Малгожата), Олега Голубицкого (поручик Каплиньский), Константина Тыртова (инженер Тадеуш), Артёма Карапетяна (пан Хенрик) ... бальзам на душу!
Рекомендовать к просмотру не могу. Старые детективы отличаются сюжетной неторопливостью, незлобливостью убийств, плавностью расследования, они без триллерных современных наворотов и ёканий зрительского сердца, поэтому фильм "Девушка из банка" может показаться длинным и нудным, а мне бы этого не хотелось. )))
Повторю: фильм мне понравился умелой игрой актёров, крепким детективным сценарием, грамотной режиссурой, музыкой и атмосферой того времени.
Кадр из фильма. Малгожата и её "брат"
"Девушка из банка", Польша, 1963.
Детектив, криминал, полиция.
Творческое объединение "Студио".
Режиссёр Януш Насфетер
Сценарий Мачей Сломчиньский
Композитор Кшиштоф Комеда
84 минуты.