У меня, похоже, становится традицией при каждой поездке в Петербург посещать арт-кафе "Подвал Бродячей собаки", что на углу Итальянской улицы и площади Искусств. Программа посещения также традиционная: попробовать (с усилием) ещё раз пропитаться духом исторического заведения и представить (с трудом), как здесь было в эпоху серебряного века. Заодно заказать, как я его называю, "ужин Анны Ахматовой" (пюре из картошки и пара тефтелек), снова удивиться бродячим собакам, созданным из различных подручных средств, и взглянуть на украшения на стенах (автографы знаменитых посетителей кафе и развешенные картины).
В этот раз я заприметила картину, которую ранее не видела, - произведение петербургского художника Леонида Георгиевича Кипарисова (род. в 1964 г.) под названием (табличка на раме) "Празднование Нового 1912 года в Бродячей собаке".
Картина небольшая, но очень интересна для разглядывания и угадывания "кто есть кто".
Кипарисов Л.Г. "Празднование Нового 1912 года в Бродячей собаке". 2019. Холст, масло, 60х95см, С.-Петербург, Арт-кафе "Бродячая Собака"
Известно, что в "Подвале Бродячей собаки" 31 декабря 1911-го года собрались деятели искусств "Серебряного века", чтобы вместе отметить открытие арт-кафе и встретить Новый 1912 год.
Сюжет картины похвальный: собрать петербургскую богему в одном месте. Многие персонажи узнаваемы, например, Ахматова, Гумилёв, Маяковский, Есенин, Блок, Кузьмин, Добужинский, Алексей Н. Толстой ... Интересно изображён Владимир Маяковский ... похоже, что он читает свои стихи, но известно, что впервые Маяковский выступил со стихами в "Бродячей собаке" лишь в ноябре наступившего 1912 года.
Смелость, с которой художник смешал года и деятелей эпох, впечатляет. Он, например, причислил к петербургской богеме Серебряного века и Пушкина с графом Виельгорским. Предположу, что их присутствие объясняется не временем (100 лет разницы), а артистическим духом, а ещё предположу, что они там потому, что в доме, где "Бродячая собака", в середине 19 века проживал Михаил Виельгорский, а от него ниточка потянулась к Пушкину, ведь они были друзьями.
Не знаю, создавал ли художник картину специально для "Бродячей собаки", но её присутствие в зале арт-подвале очень уместно!