На днях посмотрела музыкальный фильм-комедию "Чародеи" режиссёра Константина Бромберга (Приключения Электроника. 1979) по сценарию Аркадия и Бориса Стругацких. Я смотрела этот фильм раньше, и он мне не понравился, а теперь решила пересмотреть, помня о том, что вкусы и отношение со временем меняются. В прошлом году (2022) "Чародеи" справляли свой 40-летний юбилей, дата серьёзная, и фильм до сих пор остаётся любимым среди широкой массы публики. Не знаю причины этой любви - на мой взгляд, фильм и сейчас смотрится слабым, наивным и не смешным, но, в целом, оставил приятное впечатление. Наверное, оттого, что увидела лучших актёров того времени и почувствовала атмосферу 80-х. Мне же интересен не сам фильм, а богатая история его создания.
Сценарий к фильму написали братья Стругацкие. Сначала они оттолкнулись от содержания повести "Понедельник начинается в субботу" и её продолжения "Сказка о Тройке" и ввели в сюжет новые сюжетные линии. Этот сценарий не понравился Бромбергу (из-за возможных проблем с цензурой), и он предложил написать новый, но с его поправками. Стругацкие переписали сценарий, и в результате получилась совершенно самостоятельная история о новогодних приключениях сотрудников НУИНУ (Научный универсальный институт необыкновенных услуг).
Сюжет: Алёнушка и Иванушка любят друг друга, но злая волшебница из-за ревности решила расстроить их любовь и заколдовала Алёнушку, заморозив её сердце. Иванушка с помощью друзей пытается вернуть Алёнушке чувства.
Съёмки фильма производились в различных местах: в корпусе телецентра "Останкино", в московской гостинице "Союз", во Дворце культуры ЗИЛа, во владимирском ресторане "Русская деревня", в гостинично-туристическом комплексе "Турцентр" в Суздале, там же снималась большая часть уличных сцен. Песню "Ведьма-речка" снимали в Останкинском ботаническом саду.
В фильме снялись звёзды советского кино того времени: Александра Яковлева (Алёнушка), Александр Абдулов (Иванушка), Екатерина Васильева (Шемаханская), Михаил Светин (Фома Остапыч), Валентин Гафт (Сатанеев), Семён Фарада (гость с юга), Эммануил Виторган (Ковров) и множество других - известных и любимых.
Константин Бромберг рассказывал: "Актёров мы искали трудно, ясности в этом вопросе не было. Пробовали огромное количество интересного народа. На роль, которую играл Абдулов, пробовалось несколько человек. Витю Ракова помню. С Филатовым, кажется, говорили про Ивана. Но он сказал, что на такие вещи не годен, потому что реалист. <...> Если бы речь шла о серьёзной экранизации, то главную роль взяли бы Игоря Косталевского, но "Чародеи" создавались весёлой новогодней комедией, а для этого требовался совсем другой актёр, такой, по которому сохла бы большая часть женщин страны". [Далее ...] В женских любимцах пребывал Александр Абдулов, но телевизионное начальство его не утвердило из-за "подмоченной" биографии артиста. Как рассказывал Бромберг газете "Комсомольская правда", чёрным пятном для Абдулова стала его связь с американкой, которую считали шпионкой. Из-за этого романа актёр даже стал невыездным.
Режиссёру было предложено поискать другого актёра. Приглашали на кинопробы Олега Янковского, Николая Еременко-мл. и Ивара Калныньша, но они не подошли. Руководство ТЦ предложило "усатого няня" Сергея Проханова, жена которого была внучкой сразу двух маршалов, Александра Василевского и Георгия Жукова. Подчиняясь начальству, Проханова даже начали снимать, но Бромберг по-тихому рекомендовал оператору снимать его со спины.
Аркадий Стругацкий видел в образе Иванушки Пухова Альберта Филозова, но актёру было уже за сорок, а по сценарию нужен был молодой и пылкий герой. По причине возраста (35 лет) не подошёл и Олег Янковский. А Абдулову шёл 29-й год, и Бромберг твердо решил отдать роль ему.
Уже после утверждения Абдулова выяснилось, что он одновременно играет в театре и снимается в четырёх картинах. Вопрос его участия зашёл в тупик, но Абдулов предложил: "Могу сниматься только ночью!" Первые дни фильм снимали вообще без главного героя, а крупные планы с Абдуловым были вставлены в фильм уже позже.
Валентин Гафт был утверждён на роль практически без проб. Бромберг вспоминал: "Он один раз только пришёл к нам и показал, как будет признаваться в любви героине. Сделал он это перед пустым стулом. И так разыграл, так сделал - никаких проб не надо было".
На роль Алёнушки пробовались несколько актрис: Елена Цыплакова, Елена Проклова, Ирина Муравьёва, Ирина Алферова, Елена Проклова, Елена Коренева, Лариса Удовиченко, Наталья Вавилова, но они, по мнению режиссёра, не соответствовали образу и характеру главной героини. Елена Цыплакова, например, была "очаровательна, но ей не хватало "демонизма", Елене Прокловой не хватило ведьминского начала, Наталья Белохвостикова была слишком "аристократичной для ведьмы". Ирина Алфёрова в роли Алёнушки была настолько хороша, что "даже осветители остолбенели", но ведьма из неё тоже не получилась. Тем более, что режиссёр Бромберг считал, что снимать мужа и жену (Алфёрова+Абдулов) - дело довольно рискованное, ведь в семейных чувствах теряется острота отношений.
Победила Александра Яковлева. На пробах она показалась режиссёру наиболее убедительной, и актрису на роль утвердили практически сразу, хотя Бромберг сказал: "Ведьму-то она сыграет, а вот Алёнушку вряд ли".
У Яковлевой характер был как у настоящей ведьмы - пока на площадке всех не изведёт, не успокоится. Она мучала капризами всю съёмочную группу. Больше всего нервировало то, что она гримировалась по 7 - 8 часов, а остальные актёры её ждали.
Абдулов был единственным из актёров, кто на Яковлеву не обижался, и с ним актриса прекрасно поладила. Александр по ночам приезжал на съёмки очень усталый и вконец замотанным, так что многочасовые задержки съёмок из-за капризов Яковлевой были ему на руку: он успевал поспать, отдохнуть и войти в образ.
А вот отношения Яковлевой и Гафта не сложились. Она его раздражала. Однажды Гафт так разозлился на Яковлеву, что хотел покинуть съёмки, и его еле-еле уговорили остаться, а общие эпизоды (Гафт и Яковлева в кадре) снимали и озвучивали по отдельности, а потом сводили при монтаже.
Режиссёр добродушно относился к сложностям характера актрисы. Он говорил: "Это детали съёмочного процесса. У актёров всякое бывает. Так что не надо на Саше особо зацикливаться. И потом, она же ведьму играла. И это были не капризы… а, так скажем, вхождение в образ".
Алёнушка-Яковлева и Сатанеев-Гафт.
Сама Александра старалась не портить отношения с режиссёром, да и с операторами ладила, потому что именно от них зависело, какой она получится на экране.
На роль Киры Шемаханской пробовались Наталья Гундарева, Алиса Фрейндлих и Маргарита Терехова, причем Терехова смотрелась интересней всех. Но как только на пробах появилась Екатерина Васильева, режиссёр понял, что лучше этой актрисы на роль Шемаханской не сыскать!
Семён Фарада, сыгравший "гостя с Юга", сначала отказался от съёмок в картине: "тратить время на коротенький эпизод" ему не хотелось, но Валентин Гафт уговорил Бромберга расширить роль Фарады, и режиссёр согласился. В итоге роль южного гостя стала одной из самых запоминающихся в картине и принесла Фараде всенародную любовь.
Гость с Юга-Фарада
На роль Ивана Киврина, мечтающего жениться на Шемаханской, пробовались Николай Гринько и Олег Басилашвили, но был утверждён Валерий Золотухин.
На роль Виктора Коврова предлагались Андрей Миронов, Георгий Бурков, Александр Ширвиндт, Евгений Жариков, Евгений Стеблов, но роль получил Эммануил Виторган. На роль его напарника по работе Фомы Брыля претендовали Михаил Боярский, Юрий Никулин, Спартак Мишулин и Олег Анофриев, но роль отдали Михаилу Светину.
Ковров-Виторган и Брыль-Светин
Эта парочка работников столярного цеха НУИНУ Коврова и Брыля, а также друзей Иванушки получилась запоминающейся и полюбилась зрителям. В фильме есть момент, когда Ковров (Виторган) проходит сквозь стену Фомой (Светин) на плечах. После каждого дубля Светин сомневался, что сыграл хорошо, и сцену переснимали целых 15 раз. Виторган вспоминал, что он протаскал на себе Светина чуть ли не половину всего съёмочного времени.
На роль сестрёнки Иванушки (Абдулов) Нины пробовались несколько сотен девочек, но режиссёр Бромберг выбрал 9-летнюю Аню Ашимову, она показалась ему самой озорной и непосредственной. "Нашли" Аню во Дворце пионеров, где она занималась сразу в нескольких кружках.
Аня вжилась в роль, но в отдельных моментах она тушевалась, например, не могла изобразить испуг, когда Иванушка лезет на крышу спасать Сатанеева. Она знала, что ему не грозит реальная опасность, но "бояться" за брата у неё не получалось.
Брат и сестра Пуховы
Песенку про Снежинку вместо Ани исполнила Оля Рождественская (12-летняя дочка певицы Жанны Рождественской). Песню "Три белых коня" сначала спела Светлана Степченко (популярная певица), но её исполнение не произвело впечатления на композитора и режиссёра, а вот когда песню спела Лариса Долина, да ещё детским голосом, то это было то, что надо.
По ходу фильма герои поют много песен, но не своими голосами. За Александру Яковлеву пели Жанна Рождественская и Ирина Отиева. За Екатерину Васильеву - Жанна Рождественская.
Александр Абдулов поначалу наотрез отказался исполнять песню "Представь себе весь этот мир, огромный весь…" (звучащая в начале фильма), и композитору Евгению Крылатову пришлось его уговаривать и даже приглашать домой, чтобы порепетировать. В итоге песня у Абдулова получилась прекрасно, но в фильме её исполнил Леонид Серебренников.
"Чародеи" - лёгкая, музыкальная комедия-сказка, со стереотипным сюжетом, с дешёвыми эффектами, с серьёзными шутками и вялой любовью главных героев, но актёры (букет звёзд) своим талантом сделали этот фильм запоминающимся. Валентин Гафт рассказывал, что "не относился серьёзно к тому, что делал в "Чародеях", а вместе с другими актёрами просто получал удовольствие от работы".
Братьям Стругацким фильм не понравился. Известен факт: Аркадий Стругацкий встречал 1983 год у знакомых, а в тот новогодний вечер показывали фильм "Чародеи". Биограф Стругацких Ант Скаландис писал, что Стругацкий "закрылся в комнате, попросил всех не беспокоить его и, сидя в кресле перед телевизором, мрачный, как туча, два часа терпеливо внимал праздничному и веселому (для кого-то) зрелищу. А через несколько лет, когда Стругацкий написал в автобиографии: "По нашим произведениям снят один очень скверный фильм", то, скорее всего, он имел в виду как раз "Чародеев".
Его брат Борис оценил "фильм на троечку". Он говорил, что "фильм слишком отличается от того, что виделось нам, когда мы начинали работу со сценарием. Главная же беда его в том, что не получился задуманный МЮЗИКЛ. Почему-то не пошли в ход песенки любимого нашего Юлия Кима. Музыка получилась какая-то вялая. Не то, все не то"…
Юлий Ким говорил, что "сочинил 13 или 15 текстов - и ни один не подошёл. Режиссёр всячески мне сочувствовал и просил: "Продолжи, продолжи!", я пробовал, но… Я до сих пор уверен, что попал в цель, однако ни один вариант не был принят". В результате все тексты на музыку Евгения Крылатова написал Леонид Дербенев.
Через несколько лет Стругацким всё же понравилось детище Константина Бромберга. Борис Стругацкий говорил: "Мюзикл получился недурной. Сначала он мне, признаться, не понравился совсем, но посмотревши его пару раз, я к нему попривык и теперь вспоминаю его без отвращения. Кроме того, невозможно не учитывать того простого, но весьма существенного обстоятельства, что на протяжении множества лет этот мюзикл регулярно и ежегодно идёт по телевизору под Новый год. Значит, нравится. Значит, народ его любит. Значит, - есть за что".
Константин Бромберг после "Чародеев" не снял больше ни одного художественного фильма. Когда его дочь в 1997 году вышла замуж за американца и переехала в США, то уговорила родителей уехать с ней. Живя в Детройте, Бромберг мечтал снять продолжение "Приключений Электроника" и "Чародеев", но - мечты остались мечтами. Думаю, это хорошо. Пусть герои 70-80-х остаются в своём времени и продолжают представлять свою эпоху в фильмах-сказках.