Слова Аристотеля "цель искусства - изображать не внешний вид вещей, а их внутреннее значение" как нельзя лучше подходят к творчеству Пабло Пикассо. Его сюрреалистические картины умели отображать и внутреннее состояние героев изображения, и состояние самого художника. Картины Пикассо не надо разгадывать и искать в них смысл, их "внутреннее значение" на виду, надо только нащупать созвучие с ними внутри себя.
Пикассо удивлялся людям, которые, глядя на его картины, пожимали плечами и говорили "не понимаю", он говорил: "Все пытаются понять живопись. Почему они не пытаются понять пение птиц?"
Ниже картина Пикассо, которая всегда привлекала моё внимание и всякий раз я подолгу её разглядывала. Как-то раз меня заинтересовала приписка к названию картины - Дора Маар. Раньше я рассматривала картины Пикассо без желания вникнуть в них поглубже, ведь абстракт и есть абстракт, но однажды настало время, когда захотелось узнать почему Дора Маар изображена такой искорёженной?
Пикассо Пабло. Сидящая женщина в синем платье (Дора Маар). 1939. Холст, масло. 73х60 см. Частная коллекция.
Сама по себе картина великолепна! Любуюсь ею. Я имею в виду - картиной в целом, а вот изображённой на картине Доре Маар глубоко сочувствую и смею предположить, что картина написана художником в момент сильного раздражения или гнева, например, после ссоры. Так исковеркать фигуру (особенно лицо) женщины, которая любила его без памяти!
В то же время в портрете сквозь искажённые черты лица и изломы тела явно проступает ярко выраженная обоюдная страсть как со стороны изображённой женщины, так и со стороны художника. И женщина на картине это знает ... это "написано" на её лице и лукавой улыбке. Странные отношения!
Известно, что Пикассо был энергичным человеком в личной жизни и имел многолетние любовные связи со многими женщинами, но в мировую историю вошли лишь имена семерых из них.
Дора Маар была пятой по счёту. В то время отношения Пикассо с предыдущей любовницей Мари-Терез Вальтер подходили к концу, и он нуждался во вливании свежих жизненных сил. До встречи с Дорой Пикассо переживал непродуктивный период в творчестве, и ему нужна была эмоциональная встряска, желательно длительная. Пикассо сам признавался, что его "жизнь продлевают только работа и женщины".
Известно другое хвастливое и жестокое выражение Пикассо: "Каждый раз, когда я меняю женщину, я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом я от них избавляюсь. Это, возможно, и возвращает мне молодость".
Если новая связь с Дорой Маар пробудила в Пикассо лишь молодость, то она, успешная художница и фотограф-новатор, страстно влюбилась в него с первого взгляда и навсегда. Ради Пикассо она оставила карьеру, и вся отдалась своей "безумной любви".
На момент знакомства Доре было 29 лет, Пикассо 55.
Как любовная пара, Дора Маар и Пабло Пикассо продержались около девяти лет - с 1936-го по 1945. Их совместная жизнь была неровной и надрывной. Пикассо не испытывал к Доре глубоких чувств, а просто вампирил, используя её энергию, эмоции и силу любви для взлёта творчества: именно во время отношений с Дорой Маар Пикассо создал свой шедевр - картину "Герника".
Пабло Пикассо и Дора Маар. Антиб, 1937
Приступы любви сменялись у Доры погружением в глубокую депрессию. Она страдала, а Пикассо говорил, что в слезах она ему наиболее привлекательна. Он называл её "плачущей женщиной" и даже назвал так одну из своих потрясающих картин ("Плачущая женщина" - выше). Возможно, он физически грубо обращался с любовницей, чтобы она лила слёзы, а он возбуждался для написания очередного шедевра!
Пикассо создал много портретов Доры Маар. В них запечатлены острые моменты их взаимоотношений, Фигуры из извилистых линий, острых углов, объёмных кубов красочны, уродливы, жестоки и, как ни странно, привлекательны, словно художник наслаждался, уродуя прекрасный образ любящей его женщины. Если сказать коротко, то все портреты Доры Маар - это садо-мазо настроения Пикассо.
Биографы Пикассо часто цитируют его признание о том, что для него существовали лишь две категории женщин: богини и подстилки (в другом переводе - половые тряпки).
Богиней для Пикассо была единственная женщина - его мать, а остальных он относил к подстилкам.
Нельзя сказать, что Пикассо был законченным негодяем, он был просто послушным сыном своей матери, которая научила его любить лишь двух людей - себя саму и себя самого.
Пикассо умел быть искромётным, чутким, обаятельным и знал, как нравиться женщинам. А они, эти бедные женщины, легко обманывались и позволяли собой пользоваться. Так было и с Дорой Маар. Единственная женщина, которая сама ушла от Пикассо - это гордая Франсуаза Жило, его шестая жертва.
А Дора Маар предпочитала любить, страдать и плакать. В конце концов, её измученная психика не выдержала напряжения в отношениях с человеком железобетонного характера и довела её до нервного срыва. Пикассо поместил любовницу в психиатрическую лечебницу, где пациентов лечили электрошоком, и вычеркнул из своей жизни.
Доре повезло, её вылечил давний друг, известный французский психиатр Жак Лакан. Но разрыв с любимым человеком не прошёл для Доры бесследно. Покинув больницу, она отгородилась от людей, замкнулась в себе и, продолжая заниматься живописью и фотографией, оставшуюся жизнь прожила в одиночестве, пережив Пабло Пикассо на 24 года.