Имя Алисы Ивановны Поре́т мне знакомо, я встречала его, когда читала воспоминания о художнике Петре Филонове и о литераторе Данииле Хармсе. Я заинтересовалась её творчеством и узнала много интересного о самой художнице и о времени, в котором она жила и творила. В частности, мне было интересно читать об её отношениях с Хармсом ... вернее, наоборот, отношения Хармса с ней. )))
Алиса Ивановна Порет
Алиса (Алиса-Екатерина-Ада) Ивановна Поре́т - мастер живописи, график, книжный оформитель и иллюстратор. Родилась в 1902 году в С.-Петербурге. Училась в рисовальной школе при Обществе Поощрения, брала уроки живописи у А.И. Савинова и К.С. Петрова-Водкина. С 1925 года была замужем за искусствоведом А.М. Паппе (1881-1927), сотрудника Эрмитажа, специалиста по голландской живописи. Через два года стала вдовой.
Порет А.И. Портрет Аркадия Матвеевича Паппе. 1924 г. Холст, масло. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск. [Spoiler (click to open)] В конце зимы 1925 г. вместе с художницей Т.Н. Глебовой впервые посетила мастерскую П.Н. Филонова, а с конца 1926 года начала заниматься в его мастерской. В 1927 году стала членом коллектива "Мастера аналитического искусства" (МАИ), группировавшегося вокруг Филонова. Вместе с другими художниками МАИ подвергалась гонениям и несколько раз изгонялась из Союза художников за приписываемый ей "формализм в искусстве".
Хармс и Порет познакомились в 1928 году, когда Хармс начал работать в области детской литературы. В своих воспоминаниях Алиса Ивановна писала: "Я очень подружилась с Даниилом Ивановичем, о нас говорили - Макс нашел своего Морица. Сейчас я понимаю, как мне это помогло и пригодилось, когда я стала делать рисунки для детских книжек. Брехт сказал: "Чтобы насмешить других, надо хорошенько повеселиться самому". Это мы и делали. Я помню, как мы смеялись до слез с Глебовой, делая рисунки к стихам Хармса".
Глебова Татьяна Николаевна и Алиса Ивановна Порет сотрудничали вместе в области иллюстрирования. В общей сложности Глебова и Порет совместно оформили около 16 книг.
Из воспоминаний Глебовой: "Мы… писали вместе, сидя рядом, большие полотна маслом и научились рисовать, ведя карандашом с двух сторон и всё сходилось. Так же мы делали все детские книжки и рисунки для журналов "Чиж" и "Еж".
В филоновский период с 1927 по 1933 гг. Глебова и Порет жили вместе в Ленинграде на Набережной Фонтанки. В их квартире и в квартире родителей Алиса Ивановна устраивала художественные салоны. Её называли "звездой ленинградской богемы начала 1930-х". К Порет и Глебовой приходили многие художники и представители артистических и литературных кругов. Обэриуты Д.И. Хармс, А.И. Введенский, Н.М. Олейников (ОБЭРИУ́ - Объединение Реального Искусства) сочиняли для хозяйки поэтические строчки:
От Хармса:
Передо мной висит портрет Алисы Ивановны Порет. Она прекрасна точно фея, Она коварна пуще змея, Она хитра моя Алиса, Хитрее Рейнеке Лиса.
В дневнике Алиса Ивановна написала словесный портрет Даниила Хармса: "Удивительных людей во времена моей молодости было немало. Но Даниил Иванович Хармс выделялся и среди них. Я не сразу поняла, что это за человек. Он был совершенно необычайным, не похожим ни на кого, ни разговором, ни поведением, - человеком неповторимым. Казалось, он весь состоял из шуток… Чудачество было ему свойственно и необходимо… Назло неизвестно кому он ходил в гольфах, носил крахмальный, высокий воротник, галстук типа «пластрон» и булавку в виде подковы, усыпанную синими камушками и бриллиантиками. Ботинки он чистил всегда и был очень опрятен - в отличие от А.И. Введенского, его друга, который всегда был в пуху или небрит, или недомыт по техническим причинам".
А.И.Порет. Портрет Даниила Хармса. 1939 г. Картон, масло.
Из воспоминаний Алисы Порет о Хармсе: "Глаза голубые, волосы русые и гладко зачесаны назад. Он любил хмуриться, между бровей - глубокая складка. Постоянной принадлежностью его лица была трубка. Носил высокий накрахмаленный воротник, галстук-пластрон с булавкой в виде подковы".
Алиса Ивановна очень понравилась Даниилу Ивановичу. Она была эффектной женщиной, умной, стильной, кокетливой ... Хармс влюбился в неё и даже попробовал сделать предложение. Из дневника Хармса: "С Алисой Ивановной мы виделись буквально каждый день. Я все больше и больше влюблялся в нее, и 1-го февраля сказал ей об этом".
Алиса Ивановна записала, как это произошло: "Мы идем из "Чижа" и "Ежа" в Михайловский сад. Хармс волнуется и трет себе нос. Наконец, выпаливает: Мисс Порет, что бы вы сказали - дело в том, что я скоро буду очень богат - у меня идут сразу две книжки - я хотел бы знать - я уже давно... вы знаете... я буду вполне обеспечен - у меня в будущем квартале переиздание - и кроме того, - правда, это еще не совсем точно, но мне обещали подписать договор - так что вы видите - вы молчите, но мне казалось, что я... мне кажется, что мне нужно вам сообщить, что я в ближайшее время буду вполне благоустроен - и, если все это суммировать, - то получится - одним словом, я давно хотел вам объяснить, но не считал... (Зажигает трубку). Я говорю: Даниил Иванович, мне первый раз с вами скучно, точно в бухгалтерии Детгиза. Не провожайте меня. - И ухожу, задрав нос. Хармс бросается бегом в боковую аллею".
Хармс и Порет.
Неудачное объяснение не прервало дружеских отношений Хармса и Порет, но в любовном плане Алиса Ивановна отдавала предпочтение художнику П.И. Снопкову. Даниил Хармс в дневниковой записи от 18 февраля 1933 написал: "Новый год встречал с Глебовой. А потом приехали ко мне Алиса Ивановна и Снопков. Они целовались, и мне было это мучительно видеть".
Неуклюжее объяснение Хармса всё же повлияло на Алису Ивановну. Они стали чаще встречаться, и их отношения "достигли максимальной степени близости". Но однажды между Алисой и Даниилом произошла серьёзная ссора, после которой Алиса Порет определилась. Она сказала Хармсу, что любит Снопкова и выходит за него замуж.
В дневнике Алиса Ивановна записала: "Однажды я очень поссорилась с Д. Хармсом. Он обиделся, не ходил к нам, и, по его выражению, "держался за косяки", чтобы удержаться, и не звонил довольно долго. Петя (Снопков) ловко этим воспользовался, как-то окрутил меня, и, к великому удивлению всех, мы поженились".
Замужество Алисы резко охладило чувства Хармса, он записал в дневнике: "Я был влюблен в Алису Ивановну, пока не получил от нее всего, что требует у женщины мужчина. Тогда я разлюбил Алису. Не потому, что пресытился, удовлетворил свою страсть, и что либо тому подобное. Нет, просто потому, что узнав Алису как женщину, я узнал, что она женщина неинтересная, по крайней мере на мой вкус. А потом я увидел в ней и другие недостатки <...>. Недавно я узнал, что Алиса вышла замуж за Петра Павловича. О как я был рад!"
Алиса Порет
После года совместной жизни Снопков и Порет расстались, но между Хармсом и Алисой общение продолжалось, но на уровне хороших знакомых. Их связывала совместная работа: она - график, он - литератор. В издательстве "Малыш" Порет иллюстрировала детские произведения Д.И. Хармса.
Пример иллюстраций А.Порет для детской книжки Д.Хармса "Загадочные картинки" (издательство "Малыш").
В 1936 году Алиса вышла замуж за композитора Бориса Сергеевича Майзеля, с которым прожила двадцать пять лет (до 1962).
Всю свою творческую жизнь Алиса Порет работала книжным графиком в различных издательствах. Во время Великой Отечественной войны эвакуировалась из блокадного Ленинграда в Свердловск, вернулась в 1944 году. С 1945 по 1984 год жила в Москве, где и умерла 15 февраля 1984 года в возрасте 81 год. Похоронена на Ваганьковском кладбище.