Я часто посещаю Третьяковскую галерею. Если можно так выразиться, то Третьяковка - мой домашний музей. Галерея знакома мне с детства, сначала меня туда возили, потом стала приходить сама. Хорошо знаю расположение залов и местоположение картин в экспозиции. Иногда прихожу лишь ради одной картины и безошибочно её нахожу. Но, бывает, прихожу к интересующему меня художнику и вижу, что любимой картины нет, а вместо неё соседние картины сдвинуты, чтобы не зияла пустота, или на её место помещена другая картина, которую я никогда не видела.
Например, так было с картиной Крамского "Христос в пустыне", пришла, а её нет, оказывается картину увезли в Японию, я скучала по ней и слава Богу, что она скоро вернулась!
А на другой стене я нашла не виденную мной прежде картину Крамского "Иродиада" ... интересная картина, но вызвала вопрос: а откуда она взялась? Информации, что картину привезли из другого музея, не было, значит, она местная и взята из запасника Третьяковской галереи?
Задумалась, а что такое музейные запасники и, в частности, запасники такого мощного музея, как Третьяковка? Достойное и защищённое помещение или чёрная дыра?
Ответ нашла у Татьяны Левиной, куратора и хранителя живописи первой половины ХХ века Государственной Третьяковской галереи:
"В здании Третьяковской галереи на Крымском Валу запасники - это залы, которые когда-то были экспозиционными, а сейчас в них находится специальное оборудование для хранения экспонатов.
В Лаврушинском же переулке еще в первой половине 1980-х годов построили депозитарий. Это здание, специально выстроенное под запасник, - с передовым на тот момент оборудованием. Депозитарий находится рядом с основным зданием галереи, но сейчас запасники не всегда строят поблизости - например, запасники Эрмитажа находятся далеко, в Старой Деревне. Для Третьяковской галереи на Крымском Валу планируется сделать то же самое, запасники перенесут в Коммунарку.
Конечно, когда запасник находится в том же здании, это очень удобно для работы над выставками и для хранителей, и для кураторов. Это проще и в работе с картинами, потому что всякая транспортировка - это долгий и сложный процесс.
У нас сейчас весь авангард выставляется на Крымском Валу, но хранится в разных местах: послереволюционный авангард - тут же, а произведения, созданные до 1917 года, - в депозитарии. Так сложилось исторически, там хранится живопись рубежа веков, в которую входит и дореволюционный авангард. То есть постоянный хранитель этого отдела должен передавать работы хранителю экспозиции на Крымском Валу".
Ответ Татьяны Левиной, конечно, обобщённый, но кое-что поясняет. И на том спасибо.
Научный сотрудник Светлана Соловьева проверяет сохранность произведений живописи и их наличие в запасниках фонда живописи XIX века в Государственной Третьяковской галерее. 2014 год.
Фото Сергея Пятакова / РИА "Новости"