Мой хороший друг
aborigenarbata написал пост о престарелых людях, которые и в почтенном возрасте сохраняли ясность ума и не прекращали своей физической и умственной деятельности.
А я вспомнила об Ирине Александровне Антоновой, умершей два года назад в возрасте 99-ти лет.
Я восхищалась ею: её неутомимостью, познаниями, деятельностью на поприще национальной культуры и искусства.
В 2016 году, за два года до смерти, Ирина Александровна дала интервью корреспонденту "Российской газеты" Наталье Лебедевой, в котором она ответила о своем отношении к возрасту, к старению и красоте.
Ирина Александровна, человек в возрасте - это не тот, кто считает потери, но и тот, кто больше всего приобрел - колоссальные знания, например, или глубокое понимание сути и смысла жизни.
И.А.Антонова: В нашей стране общество объективно стареет. И почему-то, если человек выходит на пенсию, половина населения сразу же записывает его в "старики" и "отработанный материал". В XX, а тем более в XXI веке это просто смешно.
Я понимаю, что у нас особые экономические условия, поэтому трудно и даже болезненно поднимать уровень пенсионного возраста, но пока этого не произойдет, люди с 55 лет будут считаться стариками. Но это искусственное старение человека. Мы смотрим на женщин и мужчин в возрасте 50-60 лет и видим абсолютно трудоспособных, востребованных и состоявшихся людей.
Когда они выходят из возраста надежд на изменения в своей жизни, они начинают сразу себя позиционировать как немолодых и беспомощных. Конечно, не надо искусственно молодиться, это выглядит смешно. Но иногда встречаешь женщину, ей 60 - 70, а она замечательно выглядит. Любуешься, как одета, причесана, как говорит, как себя ведет.
Современная индустрия моды в обществе потребления нацелена на молодых. Мощная пропаганда побуждает даже 27-летних девушек ложиться под нож пластического хирурга.
И.А.Антонова: Я не против пластических операций, но только не в 25. Одно дело, когда есть настоящий дефект... Но просто ради красоты ложиться под нож хирурга - это безумие. И ощущение своей неполноценности. Когда в 25 лет женщина чувствует себя неполноценной, мне это непонятно.
Существует масса способов сохранять свою свежесть и без хирургических операций. Главное - уход. Еще более важно самочувствие, душевный настрой на себя работающую, нужную, любимую, уважаемую. Вот что позволяет сохранять в том числе и внешний вид. Собой надо заниматься, тратить на себя время и деньги по возможности. Смешно, когда пожилая женщина надевает юбочку до пупа, так не надо делать, но одеваться свежо и по возрасту - почему нет. Старить себя одеждой не надо. Нужно найти свой стиль, следовать ему, ну и корректировать его по мере увеличения возраста. Стиль - это не сиюминутная мода. Одна моя старая знакомая говорила, то, что носят все, это уже немодно.
Вы бесспорно нашли свой стиль...
И.А.Антонова: Я никогда не делала ничего специального, просто старалась за собой следить. Мне столько лет, что я уже даже выхожу за представления о пожилом возрасте. Ну и что. Нельзя небрежно к себе относиться. Это важно и для внешнего вида, и для работоспособности. А наша женщина часто о себе забывает. Рекомендации всем известны: занятия спортом - их надо как можно раньше начинать и по возможности как можно дольше длить. Я начала очень рано, в 8 лет. Но не надо трястись над здоровьем. Я просто не могу слышать эти разговоры, когда все друг другу жалуются на то, что болит слева, а что справа. Во-первых, об этом вообще не надо говорить, а во-вторых, врачей слушать надо и принимать, что прописывают.
Многие говорят, что зрелый возраст часто комфортнее, чем молодость с ее ошибками.
И.А.Антонова: Абсолютно с вами согласна. Я очень внимательно анализирую свои временные этапы, 50-60-80-90, и вижу разницу. Мир открывается по-новому, особенно после 75. Все суетное отпадает, и жизнь поворачивается такими ракурсами, что ясно начинаешь понимать, во что нужно вкладывать свою душу, сердце, мысли, слезы, улыбку, а во что совсем не надо. Происходит переоценка ценностей. Они, конечно, несильно уходят от того, во что вы верили раньше, но во многом корректируются. Жизнь поворачивается другими гранями, и вы вдруг начинаете привязываться и любить кого-то, к кому раньше относились спокойно. Или в ком-то разочаровываетесь, но понимаете, что это ваше зрелое и окончательное решение. Я очень уважаю этот возраст. Что-то, конечно, уходит, уже не можешь так быстро пробежать, замедляются какие-то реакции... Но по-новому осознаешь жизнь, понимаешь людей, свое прошлое, своих родителей. Это прекрасный период жизни, только его надо проходить осознанно.
Правда ли, что мужчины и женщины стареют по-разному?
И.А. Антонова: Конечно, мужчины - более хрупкий механизм. Хотя считается, что женщины. У мужчин в определенном возрасте становятся заметны какая-то неуверенность, осторожность. У них страхи проявляются сильнее. Важные переосмысления, как мне кажется, для мужчин более драматичны, чем для женщин.
Многие наши писатели говорят о том, что любят образы "русских старух" в литературе и кино. В них есть какая-то невероятная красота...
И.А.Антонова: То, что они видят в пожилых женщинах, бабушках, это все правда. Это не просто пушкинская няня, которая должна за кем-то ухаживать, нет - это женская натура, в которой проявляются все эти качества. Молодой она такой не была, а вот в старости становится именно такой. Такая эволюция происходит в основном с русскими женщинами. И это отмечено в литературе. У нас в музее висит "Портрет пожилой женщины" Рембрандта. Он там все сказал.
Перед вами сидит, чуть склонив голову, пожилая женщина. Голова покрыта платком, старенькие руки. Она смотрит на вас, и кажется, что вся ее жизнь с трудностями и радостями протекает перед вами. Но на все то, что было в ее жизни и что есть, она смотрит с какой-то особой добротой и теплотой.
А ведь жизнь - это очень драматический сюжет. Вы рождаетесь, зная, что умрете, и это начало вашей драмы. Как вы проживете свою жизнь? Как встретите конец? Эта пожилая женщина, очень похожая на русских женщин, встречает его неозлобленной. Она не хочет помнить зла, которое она, конечно, испытала. Улыбки пожилых женщин - это уроки взаимоотношения с миром. Если, конечно, более молодые сумеют их прочитать.