Нас, психологов, МГУ выпускал 25 человек в год. Нам рассказывали о Генри Форде, о человеческом факторе, о 25-м кадре, о генетике, о педологии. Каждую сессию нам выставляли по 11 предметов. Мы были ученые.
Молодые психологи до сих пор не знают, что психология давно относится к естественным наукам. Молодые психологи задают мне вопрос: "Почему вам преподавали математику"? Молодых психологов интересуют механизмы гипноза. Молодые психологи не хотят учиться. Они пытаются со мной проворачивать афёры. Они вызывают меня на консультацию, подставляют якобы "пациента", платят за него, чтобы посмотреть, как я веду консультацию. А потом моими методами, даже наполовину не освоенными, забивают себе "бабло", и задают мне вопросы.
Им всегда проще позвонить мне и задать конкретный вопрос, изобразив потом перед кем-то компетентность, чем пойти и нормально учиться.
В дни, когда студенты выходят на пикет против Ливанова, этот ролик не столько к дню Победы, сколько против Ливанова и прочих реформаторов образования.
Во Франции существуют университеты с ХIII века, без реформ. В Англии самое высшее образование - это традиционное, если у тебя денег хватит. Потому что все понимают, что только освоив алгоритм мышления, познав азы, узнав, что изобретено, а что еще только предстоит изобрести, только на этой базе можно создавать что-то новое. Иначе мимо тебя будут проноситься автомобили, а ты, зашоренный, будешь сидеть и ваять свой велосипед.
Недавно на телевидении меня громом поразила фраза, произнесенная, как всегда, с апломбом: "Не думайте, что Россия - это сырьевой придаток Запада! Мы являемся обладателями уникальных технологий! Никто в мире не сравнится с нами в ручной обработке алмазов!" (с)
Похоже, люди даже не поняли, что они пролепетали.
Вот результатом такого формирования сознания и явился этот ролик (спасибо
delfin_1975 за ссылку на него). Авторы явно пытались достучаться до масс, они вопили о том, что нельзя использовать некоторых женщин, как резиновых надувных кукол. Она ведь случайно может родить, как говорится, "залетев". И вот она, с ее куриными мозгами, в чем ее обвинять нельзя, поскольку именно общество сделало ее такой, будет воспитывать следующее поколение. У которых жертвы войны и террора с пятисот сократятся уже до 50. И не в результате войны, нет. Просто на них кирпичи попадали.
Click to view
Искусство не зря применяет гиперболу. Иногда надо все довести до абсурда, чтобы люди на этом абсурде смогли отрефлексировать, и понять, что выбросив министра ТАКОГО образования, мы не поменяли коней на переправе. Мы просто убрали с переправы старую клячу, которая создавала невозможность самой переправы.
Пословицы всегда отражают народную мудрость, и вовремя примененные, они иногда указывают путь. Но иногда этот путь они указывают и в обратную сторону. Если переправа невозможна вследствие отсутствия сообразительности у коней, то, естественно, коней надо менять. Чтобы хоть как-то сохранить переправу.
Пока мы обсуждаем, что из истории можно преподавать, а что - нет, люди вообще перестают соображать, что такое история.
Моя семилетняя сестра никак не хотела учиться читать. Ее заставляли, ее наказывали, но она не читала. А я уже читала, запоем, хотя сама была примерно вот такая
Она приехала к нам в гости, а окна у меня выходили на старинный монастырь. Я погасила свет, на темнеющем небе выделялись купола, и я стала рассказывать ей о старинной жизни. Как жили монахи, как они молились, как девушек отдавали в монастырь пожизненно (и юношей тоже), как церковь управляла народом и завладевала его мыслями.
Конечно, все это я рассказывала на уровне семилетнего ребенка, в форме сказки.
Но я не закончила свой рассказ, моим родным надо было уезжать домой.
- Что было дальше? - спросила она, и я ей ответила, что все это написано в книгах, и все это я знаю из книг.
Вы не поверите, но это правда - через неделю тетя позвонила мне и сказала, что дочь читает запоем. Она и сейчас читает запоем. А ей уже 50 лет.
Когда я смотрю, какие вопросы задают на форумах молодые матери, молодые ученые, просто молодежь, мне становится дико. Ничего, кроме Википедии, они не читали. Мы работали с первоисточниками. Мы не стремились к званиям, мы просто хотели качественно выполнять свою работу. Не подсиживать друг друга, не облапошивать друг друга, не гоняться за баблом с пустотой в голове. Мы хотели нормально отвечать за свои знания.
А сейчас менеджеры, давая мне для консультации больного, 800 рублей просят себе за менеджмент, а 200 - мне. За знания.
Конечно, я не работаю с такими менеджерами. Но они есть, и общество кормит их, и они порой приезжают ко мне в 20 лет на BMW, и произносят сакраментальную фразу: "Послушайте, Елена. Народ хавает все".
Тогда я говорю им: "Извините, ребята, но я и есть тот самый народ. Почему тогда я не хаваю? Или вы считаете меня уникумом?".
Интересно еще и другое - эти же самые менеджеры, зная, что с сентября мы вкладывали большие суммы в дело о спасении жертв домашней тирании, о которых знают и помнят все те, кто нам помогал (подробнее можно прочитать здесь:
http://mgu68.livejournal.com/56074.html ), звонили мне и говорили: "Елена, помогать этим людям - дело достойное. Вас теперь читают многие. Давайте мы вам будем давать не 200, а 300 рублей, а вы в ответ напишете о нас в своем журнале"?
Надо ли говорить, что я им отвечала на это?