Из Москвы в Ниццу. «Пазик», завоевавший европейские симпатии

Jul 10, 2019 10:59


«Пазик». Что может быть  привычнее этого неброского автобуса из глубинки, казалось бы. Кто-то еще  помнит те, «круглые», 672-е, оранжевого цвета, долго бегавшие по  бескрайним просёлочным дорогам, но мало кто знает, что Павловский  автозавод был буквально в шаге от выпуска автобуса, который получил  всемирную известность наряду с лучшими европейскими марками.





Это  был туристический автобус класса люкс, созданный в марте 1969 года. Он  сильно отличался от своих собратьев. В задней части автобуса размещен  карбюраторный двигатель ЗИЛ-130, мощностью 150 л.с., от него же была и  5- ступенчатая коробка передач.

Кузов автобуса имел  большую площадь остекления, и смотрелся очень органично. При длине 8.5  метров он имел высоту 2.8 метра, что придавало ему визуальную лёгкость и  стремительность. Над дизайном работал Марк Демидовцев, этот проект  принес ему награду на выставке в Ницце.



Впоследствии Демидовцев  возглавит дизайнерский отдел ВАЗа, но в своих воспоминаниях Марк  Васильевич неоднократно называл «ПАЗ-Турист Люкс» лучшим своим проектом  за всю жизнь.

По уровню комфорта  «ПАЗ-Турист» ничем не уступал аналогичным автобусам западных марок. В  салоне 24 кресла для пассажиров, поворотное кресло гида или стюардессы,  оборудованное микрофоном, комфортное кресло водителя.



Центральная часть пола  для удобства прохода пассажиров занижена, оборудование салона включало в  себя освещение лампами дневного света, магнитофон, радио.

За пассажирским отсеком  имелось небольшое помещение с гардеробом, умывальником с возможностью  подключения электробритвы на 110 вольт, и даже мини-баром, а за этим  отсеком был багажный.



Шума от работы мотора в  салоне практически не было слышно. Есть мнение, что салон этого «Пазика»  был самым тихим из всех советских автобусов, в этом плане он был  сравним с салоном «Волги», ГАЗ-24, выпуск которой в то время только  начался.



В апреле 1969 года  «ПАЗ-Турист» проходит испытания в НАМИ, после чего начинается его  путешествие из Москвы в Ниццу через Венгрию, Венецию, Милан…



На майской выставке  автобусов во Франции, люксовый «Пазик» заслуженно оценен по достоинству.  Из Ниццы он привез «Золотую Нику», дипломы «За техническое  совершенство», награды конструктору и дизайнеру проекта, и вазу работы  Севрской фарфоровой мануфактуры, с автографом Шарля де Голля.



В ходе весенне-летнего  турне выявился серьёзный недостаток. Большая площадь остекления  панорамными стёклами, заходившими на крышу, давала прекрасную  обзорность, но обратной стороной медали была жара в салоне, без  препятствий прогреваемом солнечными лучами, а вентиляция была  недостаточной. Проблема усиливалась во время стоянок.



В 1970 году автобус  претерпел ряд изменений, салон оборудовали кондиционером, причем это был  агрегат из авиации, адаптированный для этого автобуса. Ветровое стекло  сделали цельным, немного изменился дизайн кормовой части и название,  вернее - простой индекс «ПАЗ-8,5Т».



Обновленный вариант  планировали отправить на международную выставку в Монако, в 1971 году,  но в процессе подготовки, скорее всего, из-за бюрократических проблем,  решение отменили и на эту выставку он не поехал…



Развитие проекта, впрочем, не прекратилось, и в 71-м увидела свет очередная модификация автобуса с индексом «3202Т».



Изменения коснулись  дизайна в целом, а задней части - в особенности. Исчезла задняя дверь по  левому борту. С правой стороны она осталась, но убрали стекло. Зато в  задней части появилось большое окно в багажном отсеке, сменилась  окраска. На крыше добавили еще один люк.



К сожалению, несмотря на  все награды, на всю проделанную работу, и на то, что машина практически  готова была к началу производства, в серию она так и не пошла.  Дальнейшая судьба опытных образцов неизвестна.



«ПАЗ-8,5Т» 1970 года  долгое время находился в призрачном состоянии на территории завода. О  том, где он сейчас, и какова судьба «Туриста» и «3202Т» точных данных  найти не удалось.



Этот проект - еще  наглядное подтверждение тому, что наши инженеры и дизайнеры  разрабатывали технику, по своему уровню ничем не уступавшую мировым  тенденциям того времени. Ну а то, что в производство она не попадала, в  отличие от аналогичных западных разработок, это уже проблема более  высокого уровня, на которую инженеры, увы, повлиять не могли.

Автобус, история, концепт, ПАЗ

Previous post Next post
Up