Появившийся в начале шестидесятых ЗИЛ-130 был всем хорош, но проблема эффективности грузоперевозок в СССР всё равно стояла остро, и требовала новых решений. Одним из таких решений могло стать повышение грузоподъемности «сто тридцатого» с 6 до 8 тонн и удлинения грузовой платформы.
У
ЗИЛ-130 был достаточно большой запас прочности, потому с ним и экспериментировали чаще чем с другими отечественными грузовиками на тему повышения экономии грузоперевозок на автомобильном транспорте. Мощность двигателя позволяла увеличивать грузоподъемность.
Созданием ЗИЛа повышенной грузоподъемности занимались инженеры Научно-исследовательско го института автомобильного транспорта (НИИАТ, г. Москва), в 1969 году они создали грузовик, способный перевозить 8 тонн. Интересной особенностью грузовика была его третья «ленивая» ось, которая могла убираться когда грузовик двигался порожним. В целях экономии топлива. В этом было отличие ЗИЛ-130-НИИАТ-03 от другой разработки института -
ГАЗ-53А-НИИАТ-05, у которого задняя ось поднимать рекомендовалось лишь когда надо было увеличить нагрузку на грунт колёс ведущей оси.
Высота подъема ленивой оси была 170 мм. Реализована она была в виде обычного зиловского заднего моста, только пустого, отсутствовал редуктор. Управление подъемом оси было гидравлическим, поднимать/опускать ось водитель мог прямо из кабины.
Распространенное мнение о том, что опускающаяся при необходимости ось, или как она называется на шоферском сленге - «ленивец» экономит топливо в поднятом положении, ну и снижает износ резины. Отчасти это так и есть, но экономия там выходит небольшая, и усложнять конструкцию машины ради этой спорной экономии смысла нет. Смысл, скорее в другом- в допустимой осевой нагрузке на некоторых дорогах и… экономии ресурса шин, но уже на груженом авто. Увеличение количества осей распределяло нагрузку, позволяя таким образом двигаться двухосному грузовику с «ленивцем» по дорогам, по которым при одинаковой нагрузке движение просто двухосного грузовика было запрещено, а подняв «ленивец» водитель повышал маневренность машины в узких местах, уменьшая радиус поворота на узких улицах, например.
Вернемся, впрочем, к нашему ЗИЛу. Ленивая ось была со сдвоенными колёсами, когда она была в рабочем положении, то грузовик ничем не отличался от обычного трёхосного ЗИЛа, которых, правда, в то время еще не было, но работы по его созданию на заводе уже велись, имелись даже прототипы.
ЗИЛ-133 «Щука»
В 1969 году были готовы четыре образца опытных ЗИЛ-130-НИИАТ-03 с подъемной третьей осью. Вариант их производства непосредственно на заводе имени Лихачева не рассматривался, предполагалось что переделкой стандартных машин для нужд заказчиков будут заниматься предприятия Минавтотранса, авторемонтные заводы, но в производство эта разработка так и не пошла, оставшись лишь опытными образцами.