Спальники грузовиков второй половины 20 века. От курьёзов к роскоши

Nov 06, 2018 13:17


В начале 50-х годов  прошлого века европейские автопроизводители в целом определились с  концепцией расположения спальных мест в грузовиках, американцы же  продолжили свои изыскания, который выливались порой в очень причудливые  решения. Начинают внедрять «спальники» в свои грузовики и советские  автопроизводители.

Продолжение. Часть первая - здесь

В 50-х американские  автопроизводители начинают эксперементировать с расположением  «спальников»  порой в самых необычных местах. Пристройка над кабиной,  практиковавшаяся европейцами конструкция появляется и в США, но не  серийно а в виде доработок самих транспортных компаний.  Вот к примеру  White-Freightliner Spacemaker с такой пристройкой над кабиной.







Выпускают и с привычным спальником в кабине,  - White 9000T Sleeper cab 1958 год



Mack H- 62, 63







Или White  3000, на  котором кабина со спальником была штатной для всех модификаций  грузовиков, а не только для седельных тягачей.





Компания «Corbitt» на  закате своего существования выпустила довольно необычный тягач  Corbitt  D800, с высоченной и неуклюжей кабиной, спальное место в которой  располагалось на «среднем этаже», над двигателем и, получается, под  основной кабиной.





Кабина не откидывалась, для доступа к мотору были предусмотрены люки по бокам.



Подобное расположение  спального места, под полом основной кабины и у этого тягача автовоза  «Convoy». Двигатель расположен за кабиной.



Был еще ряд интересных решений типа этого Kenworth TCF 521 CBE, но они скорее были экзотикой.



Вдоволь  поэкспериментировав, к 60-м и в США определяются с концепцией - спальник  либо как продолжение кабины, либо же, если позволяет место, в виде  отдельного бокса за ней.

В Европе тем временем  тенденция перепила старых американских грузовиков под местные нужды, в  том числе с приделыванием спальников сходит на нет, по причине  естественного износа машин, а свои новые грузовики европейцы выпускают  уже с интегрированным спальным местом в удлиненной кабине.

Mercedes-Benz LP333



Magirus Deutz Saturn



Bernard TDA180-35



Французский Berliet GLR 8 M2 1960 года



С 1958 года в Чехии выпускалась любимая советскими дальнобойщиками Škoda 706 RT.



Знаменательное в истории «спальников» событие происходит в СССР в 1961 году. В Кутаиси начинается выпуск «Колхиды» КАЗ-606  , первого советского тягача со штатным спальным местом в кабине.



А в 1965 году в СССР появляется уже серьёзный тягач для дальних, в том числе и международных поездок - МАЗ 500, кабина которого так же оборудована местом для отдыха.



Обе машины имели однотипные кабины вне зависимости от модификаций.



Предпринимаются попытки создать место для отдыха и в скромных масштабах дневной кабины. Прототип ЗИЛ Е169А 1964 года.



Примерно в одно время с советскими, появляются «спальники» и в японских грузовиках.  Isuzu TP81 1967 года



Спальник в задней части  кабины прочно занял свои позиции у всех европейских и большинства  американских производителей к концу 60-х годов, вне зависимости от того,  капотные были грузовики или с двигателем под кабиной.

Скандинавский Volvo F88-49T



Немецкий Mercedes-Benz LS1923



Французское решение  кабины как у этого Saviem SM 280 было настолько удачным, что его стали  применять на своих грузовиках сразу несколько европейских  производителей, и продержится оно полтора десятка лет без особых  изменений.



MAN 19.321 FLT  1980 года



В 1976 году в СССР  начинает сходить с конвейера легендарный КАМАЗ 5320, «дальнобойная»  версия которого имеет кабину со спальником.



Пару лет спустя у МАЗа  появляется новый грузовик семейства 64хх, с кабиной, вполне  соответствующей европейским нормам тех времен.



В Европе 80-е проходят  без особых изменений, а вот в США спальники тягачей уверенно  навёрстывают по уровню комфорта упущенное за предыдущие годы, и уверенно  обходят европейские решения.



Спальники американских  тягачей 80-х , 90-х начинают напоминать приличный номер в мотеле, с  телевизором, холодильником, появляются отдельные варианты с компактной  душевой кабиной.

Peterbilt 359 серии





Kenworth Aerodyne со спальными отсеками, гордо возвышающимися над основной кабиной.



Kenworth T880 Aerodyne Conventional



International  Eagle  4300



Freightliner FLA



Компания Livlab   предлагает беспрецедентное по уровню комфорта решение - Custom Truck  Sleeper Cab, напоминающее уже не спальник, а полноценный мини-номер  мотеля, с двухместной кроватью, кухней, телевизором и санузлом.







В Европе тем временем  тоже пытаются повысить комфорт спальника, и приходят к концепции  «высокой кабины», которая актуальна для европейских производителей и по  сей день.

Volvo F12 Globetrotter 1985 года





DAF





Volvo выпускает кабину Eurotrotter, параллельно со знаменитой Globetrotter.



Длина кабины несколько  сокращается, в целом, в то время европейские регламенты на длину  автопоездов вынуждают производителей экономить каждый сантиметр, поэтому  полноценный кемпер, как у американских дальнобойщиков, для европейцев  был недосягаем, и более того - снова вспомнили о «чердаках» над обычной  дневной кабиной.

MAN X90 остался в виде концеп-кара, но подобное решение стали применять на среднетоннажниках.



MAN 12.232



В конце 80-х и начале  90-х в Европе предпринимались попытки создать спальник-трансформер, что  бы улучшить комфорт водителю не имея возможности удлинять кабину.

Iveco 190F35 Tran-Saharian, созданный итальянским дизайнером Franco Quirighetti.



В СССР создали прототип  магистрального грузовика нового поколения МАЗ 2000 «Перестройка»,  прогрессивный даже по европейским меркам.



Машина в серию не пошла,  к счастью или к сожалению, уж не знаю. В кабине этого МАЗа водитель мог  встать в полный рост, одна из спальных полок трансформировалась за  сиденьями, а верхняя - над основной кабиной, обе полки были откидные.



Scania T143H/M 1992 года была попыткой создать что-то похожее на американские решения, но в компактных европейских масштабах.



К началу нового  тысячелетия американские и европейские производители грузовиков  применяли, по большому счёту те же концепции спальников, окончательно  сложившиеся еще в 60-х, просто в США спальники разрослись в размерах и  достигли небывалых высот по уровню комфорта, европейцам же приходится  ютиться на отведенных строгими нормами ограничений длинны … сантиметрах.  Советские, а впоследствии российские и белорусский автопроизводители  применяют европейский вариант спальников, с которого изначально и  стартовали.

Будущее уже уверенно смотрит на трассу. Шведский грузовик-беспилотник T-pod.



Не стоит ожидать  кардинальных изменений в концепции спальников, в обозримом будущем.  Придет время, и они исчезнут за ненадобностью, вместе с профессией  водителя грузовика, которого заменит автопилот самого тягача.

грузовик, спальник

Previous post Next post
Up