В 60-х автопром Советского Союза проводил различные эксперименты со стеклопластиком, каждый завод пытался внедрить новую технологию в своих экспериментальных разработках различных масштабов, от отдельных небольших элементов до целых автобусных кузовов. Одним из передовиков-новаторов стеклопластиковых изысканий был московский автогигант ЗИЛ.
По мнению главного конструктора завода А.М.Кригера, пластмассы в автомобильном производстве должны были стать вровень с металлами. Можно сказать, что он смотрел в будущее, в современном автомобилестроении доля пластмасс наверное и поболее будет, чем металла. Непосредственно заниматься новомодной пластмассовой темой поручили начальнику главной лаборатории синтетических материалов Л.П. Азарашвили.
За основу «пластмассового» грузовика, над которым работали конструкторы, был взят уже выпускавшийся на тот момент
ЗИЛ-130. Грузовик решено было сделать капотным, но с кабиной, полностью сделанной из стеклопластика.
Дизайн кабины кардинально отличался от привычной металлической кабины «стотридцатого». Кабина стала угловатой, ветровое стекло имело обратный наклон, состояло аж из 4 отдельных сегментов. Такая конструкция должна была защищать водителя от солнца, так как пластиковые ЗИЛы предполагалось поставлять в страны с жарким климатом. Общая площадь остекления, к слову, выросла по отношению к базовой модели, а внутренний объем кабины увеличился.
Кабина собиралась из отдельных элементов, выполненных по принципу сендвич панелей, соединявшихся между собой болтами, винтами и заклёпками. Интересной особенностью конструкции было то, что для монтажа кабины не требовалось заводских условий, собрать кабину на шасси грузовика можно было в условиях автомастерской, её общий вес был легче.
Первый ходовой образец для испытаний был готов в 1970 году. Техническая часть была привычной, давно и многократно испытанной, так что всё внимание уделили кабине. В качестве испытаний решили поучаствовать в автопробеге Москва-Каракумы-Москва, протяженностью 9500 км. Помимо экспериментального ЗИЛа в экспедиции участвовали и обычные 130-е, дооборудованные для долговременного движения в условиях пустыни в том числе и жидкостным кулером-увлажнителем, который себя не оправдал.
ЗИЛ-130 с пластиковой кабиной успешно прошел испытания, теплоизоляция кабины была признана лучшей чем у металлических аналогов, даже подготовленных для жаркого климата. Но дальше опытной модели дело не пошло. Пластиковая кабина не подходила для массового производства в условиях конвейера, а заказов на малосерийную сборку пластмассовых «стотридцатых» не было. Так и остался он интересной экспериментальной разработкой, пластмассовый ЗИЛ-130.