Польский Fiat 125р был популярной машиной в странах Восточной Европы, его выпуск стартовал в 1967 году, и даже спустя 10 лет машина еще не казалась морально устаревшей. Линейка кузовов покрывала базовые запросы покупателей, ведь помимо обычного седана Fiat 125р был в кузове универсал (назывался Комби, не путать с нашим ИЖ) и пикап.
К середине семидесятых на FSO, заводе, где выпускали эти машины задумались над расширением версий популярной легковушки, одной из них был универсал повышенной проходимости.
Подразумевалось, что такая машина будет популярной у любителей активного отдыха и рыбаков, жителей глубинки, а так же у различных служб, типа пожарной охраны, инспекторов по охране лесов и подобного.
Примерно в это время в СССР на ВАЗе стартует выпуск легендарной «Нивы», первого советского внедорожника, созданного специально для автолюбителей, а не армии и разных госучреждений. Полякам эта идея понравилась, но с нуля проектировать новую машину в их планы тогда не входило.
Казалось, что имеющийся Fiat 125р «Комби» отлично подходит для полного привода, да и машинка получалась гораздо вместительней. Тем более, что в 1978-м машина удосуживается высокого признания - британской награды Estate Car of the Year Award, подстегнувшей к ней еще больший интерес покупателей.
От слов перешли к делу. В СССР купили переднюю подвеску от «Нивы», передний мост с приводами и раздаточную коробку. Двигатель остался штатный, полуторалитровый, мощностью 75 л.с. Родным остался и задний мост, сменивший пружинную подвеску с нежными рычагами на рессорную, более подходившую для покорения пересеченной местности.
В ходе испытаний выяснились две серьёзные проблемы. Мощности мотора хватало впритык, и повышение нагрузки на бездорожье, приводило к перегреву. Второй проблемой стал кузов.
Изначально проектировавшийся для ровных дорог, он оказался слаб для бездорожья. Несмотря даже на дополнительные усилители, кузов, как говорят, крутило. Дополнительной неприятностью было отсутствие стабильности в поставках комплектующих, ВАЗу их едва хватало для собственного конвейера.
Сколько всего собрали опытных Fiat 125р 4Х4 - тайна, унесенная временем. По одним источником две, по другим три.
Одна из машин находится в музее, в Варшаве, точно знаю, что есть еще одна реплика, сделанная уже в наше время, её иногда можно видеть на польских выставках ретро автомобилей.
Oldtimer